Административное право Федеративной Республики Германии
Понимание административного права.
Понятие административного нрава ФРГ неразрывно связывают с публичным управлением. Основоположник германской школы административного права О. Майер определял публичное управление как деятельность государства по осуществлению его целей, исключая законодательство и судопроизводство. В ФРГ подразделяют административное право на общее и особенное. Общее административное право направлено на регулирование многих областей организации и деятельности государственной администрации, особенное административное право регулирует отдельные области. В состав особенного административного права включают следующие правовые подотрасли: коммунальное, полицейское и право охраны общественного порядка, публичной службы (чиновничье право), строительное право, право уличного и дорожного движения, регионального и земельного планирования, хозяйственного управления, экологическое право.
В связи с тем, что исполнительная власть, осуществляющая в Германии публичное управление, достигла очень высокого уровня организации, обширна по своим функциям и объему, соответственно и регулирующее ее административное право должно быть и, бесспорно, является адекватным такой системе исполнительной власти, т.е. высокоразвитым.
Источники административного права.
Система источников административного права включает следующие виды нормативных правовых актов: 1) Основной закон (Конституцию ФРГ); 2) акты высших представительных органов государства (бундестага и бундесрата); 3) акты органов публичной администрации иных уровней публичного управления (федеральных органов исполнительной власти, в том числе федерального президента и правительства, федеральных учреждений, а также органов управления нижестоящих ступеней управления); 4) решения Федерального административного суда; 5) нормы международных соглашений. Правительство издаст нормативные правовые акты в форме постановлений. Согласно Конституции федеральный министр может быть уполномочен законом издавать нормативные постановления.
Организация администрации.
Система органов исполнительной власти включает пять ступеней: 1) органы управления федерации в составе федерального президента и правительства, федеральных учреждений; 2) земельные административные органы; 3) администрацию округов, подконтрольную правительствам земель; 4) администрацию районов и городов районного ведения; 5) администрацию общин. Федеральное правительство состоит из Федерального канцлера и федеральных министров.
Государственная служба.
По законодательству ФРГ различают служащих и чиновников. Наличие чиновничества является одним из признаков органа управления. Чиновником признается физическое лицо, которое находится в государственно-служебных отношениях на основании присяги верности с юридическим лицом публичного управления и выполняет по поручению последнего публично-правовые функции. Согласно п. 4 и 5 ст. 33 Основного закона государства осуществление властных полномочий в виде постоянной задачи должно поручаться лицам, "состоящим па государственной службе и связанным узами публично-правовых отношений службы и верности. Право государственной службы должно регулироваться с учетом традиционных принципов, касающихся статуса профессиональных чиновников".
Право государственной службы (чиновничье право) является подотраслью административного права. Оно основано на действии ряда федеральных и земельных законов о чиновниках. Федеральный закон о чиновниках 1953 г. (в редакции 1985 г.) установил статус чиновников, принципы их назначения и продвижения по службе, права и обязанности, требования, которым должен соответствовать чиновник. Например, для чиновников необходимы психическое и физическое здоровье, устойчивое материальное положение, они должны быть немцами по национальности. Они должны присягать, что всегда будут защищать свободный демократический строй, опираясь на Основной закон.
Понятия "чиновник" и "служащий" не являются идентичными. Служащие работают по найму на основе трудовых договоров (соглашений), их отношения с государством не публично-правовые, а частноправовые. Они не имеют чиновничьих привилегий. Так, трудовой договор со служащим может быть расторгнут, а чиновники назначаются пожизненно, труд служащих оплачивается в соответствии с тарифным соглашением, а для чиновников существует установленное денежное ОГЛАВЛЕНИЕ, служащие получают пенсию на основе договора о социальном страховании, а чиновникам назначают государственную пенсию.
Чиновники ФРГ несут повышенную уголовную ответственность за преступления, совершенные при исполнении служебной деятельности (шпионаж, разглашение служебной тайны, взяточничество, преступное использование служебного положения).
Регулирование административной деятельности.
Согласно Основному закону Федеральный канцлер определяет основные направления политики и несет за них ответственность. В пределах основных направлений каждый федеральный министр самостоятельно и под свою ответственность ведет дела своей отрасли. Федеральный канцлер ведет дела правительства в соответствии с Регламентом, принятым Федеральным правительством и одобренном Федеральным президентом (ст. 65).
Федеральное правительство, обладая правом определять направления деятельности системы органов исполнительной власти, оказывает существенное влияние на все сферы жизни страны. Оно издает постановления во исполнение законов. По некоторым вопросам правительство по согласованию с бундесратом может издавать указы, имеющие силу закона. Правительство по соглашению с бундестагом разрешает споры по вопросам полномочий нижестоящих органов на принятие актов. Оно вправе направлять своих уполномоченных во все учреждения для надзора за законностью.
ФРГ - федеративное государство, поэтому в каждой из его 16 земель созданы земельные правительства. Указанные правительства также участвуют в административно-правовом регулировании путем издания собственных актов управления.
Земли страны делятся на территориальные правительственные округа числом около 50. Главой округа является уполномоченный правительства земли. Его основная задача состоит в том, чтобы контролировать на территории округа исполнение правительственных актов. Регулирующие функции в сфере публичного управления осуществляют также администрации районов, городов и общин.
Административная юстиция.
Организация судов административной юстиции ФРГ трехступенчатая. Высший орган административной юстиции - Федеральный административный суд. Вопросы образования судов первой и второй инстанций находятся в компетенции земель. Первичной инстанцией по рассмотрению административных споров является административный суд. Вторую инстанцию представляет Высший (земельный) суд.
Каждая земля имеет только один такой суд. Деятельность судов административной юстиции регулирует Закон об административном судопроизводстве (1960).
Федеральный административный суд выступает в основном в качестве кассационной инстанции. Иногда при рассмотрении дел, имеющих принципиальное значение, он берет на себя функции суда первой инстанции. Большинство дел рассматривается судами второй инстанции. Кроме того, в стране имеются специализированные суды административной юстиции. Патентный суд рассматривает споры авторов технических решений, суды по делам социального обеспечения разрешают дела по социальным вопросам. Второй и последней инстанцией для специализированных судов выступает Федеральный административный суд.
Контроль судов над администрацией.
Судебные органы в соответствии с нормами Основного закона обязаны контролировать деятельность учреждений публичного управления. Осуществляя судебный контроль, они отменяют те нормативные акты публичной администрации, которые противоречат праву и действующим законам. В ФРГ законодательство предоставляет любому гражданину право добиваться в судебном порядке определенных действий в собственных интересах со стороны администрации.
Иски, рассматриваемые в судах административной юстиции, подразделяют на три тин: а) об оспаривании актов; б) об издании актов; в) об установлении факта издания акта.