Восстановление распавшихся действий
Одним из характерных симптомов психотравмы является возрастная регрессия. Она проявляется, в частности, в том, что распадаются действия, которые ранее уже были освоены ребенком. Психокоррекционная работа по их восстановлению, как и любое обучение, основана на использовании психологических средств, включающихся в качестве "регуляторов" действий ребенка. Этот механизм может быть проиллюстрирован на примере работы с семилетней Аминой.
В период работы в Беслане в середине сентября 2004 г. сотрудники телефонной "горячей линии" передали нам вызов на дом с просьбой оказать помощь девочке, которая в результате тяжелой психотравмы потеряла возможность самостоятельно засыпать. Амина находилась в заложниках вместе с родителями и старшим братом. Отец и брат погибли, мать с тяжелыми ранениями несколько месяцев лежала в больнице. Сама Амина получила ожоги и легкие осколочные ранения. Согласно записи в медицинской карте, у нее наблюдались посттравматическое стрессовое расстройство, депрессивное состояние. Отмечались выраженные страхи, панические реакции.
Когда мы посетили Амину на дому, ее бабушка рассказала, что девочка отказывается есть, спать, подолгу громко кричит, особенно когда наступает вечер и приходит пора ложиться спать. Когда Амину удается уложить в кровать, она боится закрыть глаза, испуганно кричит и плачет. В итоге девочка спит не более трех-четырех часов в сутки.
Во время нашего визита после непродолжительного знакомства Амина как кавказская гостеприимная хозяйка пригласила нас к накрытому столу. Затем согласилась "покормить" игрушечную собачку и понемногу сама начала есть "за нее". После ужина Амина прослушала сказку вместе с собачкой и согласилась уложить ее спать.
С девочкой был проведен сеанс релаксации. Собачка осталась па подушке рядом с ней "охранять" ее и "оберегать от страшных снов". Амине сразу было сообщено, что собачка чужая и ее обязательно надо вернуть в Москву. В дальнейшем девочка стала ходить днем в реабилитационный центр при поликлинике. По вечерам Амина еще два раза сама звонила по телефону и просила: "Пришлите, пожалуйста, психолога уложить меня спать".
В дальнейшем она стала засыпать сама, без визитов психолога, но с собачкой. Каждый день, приходя в реабилитационный центр, Амина сообщала психологам, что "собачка не нагостилась у нее и просится еще немного побыть в гостях". Перед самым нашим отъездом, о котором Амина была предупреждена, она но собственной инициативе вернула полюбившуюся ей собачку, а взамен получила другую "защитницу" — большую плюшевую собаку.
На этом примере хорошо видно, что даже такое простое действие, как самостоятельное укладывание спать, может полностью распасться в результате психотравмы. На первом этапе коррекционной работы действие возвращается в зону ближайшего развития: девочка, ранее вовсе не способная укладываться спать, смогла совершать .ото действие совместно со взрослым (психологом). В данном случае ее собственная функция состояла в проявлении инициативы (телефонные звонки). Остальное — проведение релаксации, укладывание в постель и т.п. — обеспечивал взрослый.
На следующем этапе действие стало самостоятельным. Девочка начала укладываться сама с помощью игрушечной собачки, выступившей в роли психологического средства. В соответствии с соображениями Д. Б. Элько-нина1, это средство было преподнесено Амине как "подарок" взрослого. Само же оно выработано исторически: в культуре давно зафиксировано использование мягкой игрушки в качестве средства, успокаивающего ребенка и охраняющего его сои.