Административная реформа и бюрократизм
В настоящее время в России имеется три главных субъекта политики: глава государства (в данном случае Президент), политические руководители и бюрократия (выражающие волю правящих группировок), а также народ. И в этом треугольнике пассивной силой всегда остается народ. Внешне активным обычно выступает глава страны. Но внутренне активными всегда проявляют себя политические руководители и бюрократия. Они отбирают себе основные плоды всех реформ, никогда не подпуская народ к власти. Причем делают это в такой степени, что народ реально не может решать судьбу передачи властных полномочий в стране от одного ставленника политических кланов и бюрократии другому. Никакой антибюрократической революции пока провести не удалось.
Антибюрократическая революция - это глубокая политическая реформа, очертания которой и само желание провести которую до сих пор не проглядываются. Трудность в том, что антибюрократическую революцию нужно осуществлять либо прямо революционным путем (с опорой на массы), т.е. через некоторое насилие, либо через создание социально-правового контроля, что требует значительного времени и многообразных усилий. Судя по всему, нынешний Президент выбрал второй путь. В процессе административной реформы он много внимания уделял в основном созданию ведомственных контрольных органов. Однако на помощь власти должен прийти социальный контроль гражданского общества. А вот с этим дела пока обстоят неважно. На федеральном и некоторых региональных уровнях созданы общественные палаты, но они пока лишь осваиваются, "ищут" для себя поле деятельности.
Олигархический капитал не заинтересован в антибюрократической революции. Все, что нужно для его процветания, у пего давно есть. Профсоюзные лидеры в процессе "ельцинского десятилетия" сумели забрать себе достаточно лакомые куски и не хотят никаких "революций". Достаточно многочисленная политическая партия, которая должна была выражать интересы рабочего класса, - КПРФ - из-за курса своих руководителей, который не всегда разделяется их электоратом, серьезно утратила влияние в массах и вряд ли сможет поучаствовать в этой работе. Активную силу представляет мелкий и отчасти средний капитал, а также интеллигенция и крестьянство. Но все эти классы, изрядно униженные, задавлены махровым бюрократизмом и лишь с большим трудом пробиваются к элементарной демократии. Активизация всех этих социальных сил и привлечение их к созидательной политической работе послужат усилению и ускорению процессов антибюрократической революции. В этом плане получила социальную поддержку президентская инициатива о запрете различным государственным органам проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности мелких и средних предприятий, а также фермерских хозяйств без разрешения прокуратуры.
Что можно было бы предпринять для ограничения негативных последствий закона самовозрастания бюрократизма в государственных организациях?
Прежде всего, существенным основанием стимулирования гражданских служащих должна стать привязка уровня оплаты труда отдельных исполнителей к результатам их деятельности. Ключевой проблемой, связанной с реализацией данного принципа, является проблема формализации результатов деятельности гражданских служащих. Решение этой задачи требует проведения преобразований на уровне организации работ министерств и ведомств. В частности, необходимо организовать финансирование работ по проектному принципу, при котором финансовые средства выделяются на выполнение конкретных задач с конкретными формализуемыми результатами. Деятельность министерств должна рассматриваться с точки зрения реализации конкретных программ, для которых устанавливаются конкретные цели и сроки реализации. Соответствующая программа финансируется в зависимости от качества достижения результатов, а отдельные исполнители по программе - в зависимости от степени участия. Понятно, что отдельные программы могут иметь межведомственный характер.
Если в советское время государство доминировало в экономике, то теперь оно должно в основном уйти из этой сферы деятельности. Данная мера является базисной во взаимодействии политики и экономики (материального производства) в новых условиях. Политические руководители и гражданские служащие впредь более осторожно и внимательно должны определять: 1) быть или не быть трансфертам в регионе и в каком объеме; 2) экспортные квоты; 3) тарифные скидки, 4) возможность индивидуальной реструктуризации долгов; 5) преференции в обслуживании бюджетных счетов; 6) льготность финансирования; 7) допуск к инфраструктуре для экспортных поставок и т.д. Вся эта деятельность должна контролироваться обществом. Там, где федеральные и региональные органы вынуждены все-таки принимать определенные экономические решения (выполняя тем самым свои регулятивные функции), они должны это делать на основе четких, прозрачных, законодательно утвержденных правил и процедур. "Чем меньше государства в экономике, тем лучше для бюджета".
Следовательно, основным путем преодоления негативных последствий закона самовозрастания бюрократизма в нашем обществе может и должно послужить резкое сокращение функций государства, ограничение круга его задач, сужение осуществляемых полномочий. Взамен все еще сложной иерархической системы государственного управления необходимо повсеместно вводить различные формы социального самоуправления. Именно самоуправляющиеся социальные организмы (предприятия, села, поселки, города, регионы и т.д.) могут послужить действенным рычагом в борьбе с бюрократизмом.
Управление такой большой и сложной системой, каковой является Российская Федерация, не может быть жестким, детализированным, каким оно до сих пор является. Нам нужна система социального и, прежде всего, государственного управления, в которой бы основную роль играли самоуправляющиеся социальные общности (целостности), а система лишь координировала бы их взаимодействия.
Не менее важную роль в борьбе с бюрократизмом должна играть и хорошо отлаженная система контроля управляемых за деятельностью управляющих. Действенный контроль "низов" необходимо будет ставить заслон на пути различных злоупотреблений со стороны "верхов". Предложенные Президентом РФ выборы глав исполнительной власти вполне вписываются в решение данной проблемы. В систему социального контроля должны входить как общие контрольные органы (Прокуратура РФ и Счетная палата РФ), так и отраслевые (ведомственные). Формирующееся гражданское общество целесообразно нацелить именно на антибюрократические традиции цивилизованного общества.
Кроме того, нам нужны специальное антибюрократическое законодательство, правовая защита человека от всех возможных форм бюрократизма, разработка и принятие нормативных актов о непременной компенсации за нанесенный человеку материальный и моральный ущерб. Своевременная нейтрализация бюрократизма руководителей любого уровня и любой сферы социального управления является залогом, необходимым условием пробуждения инициативы и самодеятельности людей.
Бюрократизм многолик, изменчив, он всегда стремится приспособиться к новым условиям и частенько небезуспешно. Поэтому готовых рецептов борьбы против него, универсальных на все случаи жизни, нет. Преодоление бюрократизма требует постоянного критического анализа происходящего и всемерного совершенствования системы управления. Своевременная нейтрализация бюрократических поползновений руководителей любого уровня и любой сферы управления является залогом, необходимым условием пробуждения инициативы и самодеятельности людей.