Лекция 16. АБСТРАКТНОСТЬ И БЕЗЛИЧНОСТЬ ВЛАСТИ И ГОСУДАРСТВА

После изучения материала данной главы студент должен:

знать

• суть таких характеристик государства и власти как абстрактность и безличность;

• место и роль бюрократии в системе государственного управления как главного носителя и проявления этих характеристик;

• ОГЛАВЛЕНИЕ понятий "законность" и "правозаконность" с точки зрения абстрактности и безличности власти и государства;

уметь

• определять точки совпадения и различия между законностью и правозаконностью в контексте абстрактности и безличности власти и государства;

владеть

• способностью объяснить причины, по которым защита этих характеристик служит гарантией жизнеспособности и эффективности существующей властной системы и государства.

Государство призвано обеспечить предсказуемость поведения как своих граждан, так и общественных и политических институтов, освобождение людей от страха за свою жизнь, создание благоприятных условий для безопасности и взаимодействия людей как граждан единого государства. С данной точки зрения основополагающими характеристиками современного государства являются его абстрактность и безличность.

Общая характеристика абстрактности и безличности

Значительную часть истории человечества государство в большинстве случав носило персонифицированный характер, т.е. отождествлялось с личностью определенного властителя или династией, которой принадлежала власть в данном государстве. В Древнем Вавилоне это, например, государство Саргонидов, в Персии – Ахеменидов и Сасанидов, в Средневековой Европе – королевства каролингов, меровингов, в России – империя Романовых.

Нередко империи или царства, созданные той или иной выдающейся личностью, прекращали существование со смертью своего основателя или исчезновением созданной им династии. Такая участь постигла, например, империи Александра Македонского и Наполеона Бонапарта.

Подобное положение вещей радикально изменилось с возникновением национального правового государства. В нем абстрактность и безличность достигли завершенной формы и проявляются, в частности, в суверенитете, правовом характере и монополии на законное насилие, которые предполагают единый, обязательный для всех правовой порядок, уничтожение неравенства и разнообразия прав, которые зависели бы от социального, наследственного или иного статуса конкретного члена общества. Утверждаются равносущность всех граждан и принцип равного обеспечения их прав.

В современном демократическом государстве государственный аппарат отделен от работающих в нем чиновников и служащих, правительство как таковое – от его членов при условии, что государство и правительство, государственный аппарат не являются собственностью тех, кто обеспечивает их функционирование. Политики, чиновники, должностные лица государства являются наемными работниками, нанятыми этим последним для выполнения определенных функций. Их мировоззренческие и иные позиции должны быть отодвинуты на второй план, приоритет отдастся критериям профессионализма.

Религия и идеология, которые при всех их различиях в методологическом плане представляют собой однопорядковые явления, отделены от государства. Парламентская демократия с ее этнокультурной, социальной, социокультурной и иными формами плюрализма не приемлет ни государственной религии, ни государственной идеологии.

Признав плюрализм интересов и партий, религиозных, этнокультурных, социально-экономических и иных различий, нельзя не признать плюрализм идеологий или идеологических течений в каждой отдельной стране, позиции которых по ряду важнейших вопросов совпадают, особенно что касается системообразующих аспектов. Такое положение вещей и создает основу "единства в многообразии", консенсуса по основополагающим вопросам государственно-политического устройства.

Государство – такое образование, в котором в различных сочетаниях представлены и теснейшим образом сплетены этнонациональные, социокультурные, имущественные и гражданские интересы людей. Для его самоорганизации ключевое значение имеет основополагающая цель, ради реализации которой различные компоненты пришли к согласию.

Как правило, ОГЛАВЛЕНИЕм такой цели считается прежде всего осуществление общей воли, обеспечение всеобщего блага или интереса. Но сами эти последние также нуждаются в объяснении, поскольку, как и государство, они не имеют сколько-нибудь реальной формы существования, которую можно было бы ощутить или проверить с помощью органов чувств, представить в какой-либо форме материального воплощения.

Если мы говорим, что государство действует, то допускаем, что оно обладает некой общей волей, в соответствии с которой оно действует. Но что такое воля и где, в каком конкретно органе, институте, феномене она сосредоточена? Скажем, в монархической Франции или самодержавной России можно было говорить о "воле Франции", или России, которая персонифицировалась в личности соответственно французского короля или русского царя. Очевидно, что весьма трудно, если не невозможно, во-первых, очертить конкретные контуры этой воли; во-вторых, определить, каким именно образом она выражается в личности конкретного короля или царя. Мало что можно сказать и о воле какого-либо народа или нации, поскольку они также представляют собой абстрактные понятия.

При всем том речь, разумеется, идет об общей воле всей совокупности граждан государства и об их общем интересе. В рассматриваемом плане важный принцип государства – универсализм или всеобщность. Его в формальном смысле не интересуют специфически национальные стереотипы поведения, культурное своеобразие поведения тех или иных этнических, религиозных или иных групп.

Они интересуют его лишь в тех случаях, когда наносят ущерб интересам и правам отдельного гражданина, независимо от его социальной, национальной, религиозной принадлежности. Можно сказать, что государство имеет дело не с конкретным Ивановым, Сидоровым, Карапетяном, Мухаметшиным, Магомедовым, как представителями конкретных народов или конфессий, а с абстрактным гражданином, оно озабочено обеспечением условий реализации его интересов, прав и свобод.

Как не без оснований отмечал Э. Дюркгейм, назначение государства состоит, с одной стороны, в том, чтобы направлять "неразумную мысль" толпы с помощью "более продуманной мысли", с другой – в том, чтобы освободить индивида, возвратить личности тот "простор", который отняли у нее "местные группы, обладающие властью, и церковь". Государство обладает наиболее совершенной внутренней организацией и в силу этого способно добиваться эффективного подчинения делу реализации своих целей всех подданных или граждан.

Государство призвано обеспечить предсказуемость поведения как людей, так и общественных и политических институтов, освобождение людей от страха за свою жизнь, создание благоприятных условий для безопасности и взаимодействия людей как граждан единого государства. Государственная власть носит институционализированный характер и отделена от личности того или иного конкретного руководителя, главы государства или правительства, находящегося в данный конкретный период у власти. Эти последние в глазах управляемых предстают как простые агенты государства.