Абсолютные и сравнительные преимущества специализации

Экономическую эффективность общественного разделения труда, или специализации производства, можно оценивать в двух основных вариантах: по абсолютным и сравнительным преимуществам. Первые из них – абсолютные преимущества специализации – проявляются, когда тот или иной производитель (отдельный работник, фирма, страна) имеет явное превосходство над другими в мастерстве, производительности труда или издержках производства. Так, если Петров лучший столя́р, чем Иванов, а последний превосходит Петрова в качестве архитектора, то ясно, что специализация первого в столярном деле, а второго в архитектуре даст положительный эффект. Другой пример: если издержки производства хлопка ниже в Узбекистане, а льна – в России, то этим странам абсолютно выгодны специализация и взаимообмен данными товарами.

Иное дело – сравнительные преимущества специализации. Они менее наглядны, поэтому для их выявления необходимы более конкретная иллюстрация и некоторые расчёты.

Так, продолжая наш пример с двумя специалистами – столяро́м и архитектором, допустим, что последний (архитектор) к тому же высококвалифицированный, умелый столя́р. Предположим далее, что ему понадобился книжный шкаф. Тогда возникают две производственные альтернативы.

(1) Архитектор мог бы изготовить шкаф сам. 11о при этом ему пришлось бы на 20 часов оставить свою работу по специальности и понести вменённые издержки (потери от невыполненных архитектурных заказов), скажем, в размере 1200 денежных единиц (д.е.): условную стоимость 1 часа труда архитектора (60 д.е.) умножаем на 20 часов.

(2) Другая альтернатива для архитектора – нанять столяра, который изготовит шкаф, пусть, за 25 часов и, при часовой ставке в 20 д.е., потребует за свою работу 500 д.е. (25 х 20). Для наглядности сведём все цифры в таблице 4.4. Сопоставив теперь стоимость найма столяра с вменёнными издержками при изготовлении шкафа самим архитектором (500 д.е. < 1200 д.е.), делаем обоснованный вывод в пользу столяра.

Таблица 4.4

Сравнительная стоимость изготовления шкафа столяром и самим архитектором

Изготовитель

шкафа

Число часов на изготовление шкафа

Цена часа труда по специальности (д.е.)

Стоимость

изготов

ления

шкафа

столяром

(д.е.)

Вменённые издержки изготовления шкафа самим архитектором (д.е.)

Столяр

25

20

Архитектор

20

60

-

Таким образом, даже несмотря на то, что наш архитектор лучше, чем столя́р, справляется и с архитектурной, и со столярной работой, для него всё-таки сравнительно выгоднее продолжать свою специализацию в архитектуре, а для изготовления шкафа нанять другого специалиста – столяра́.

Вывод: специализация может быть экономически эффективна в любой хозяйственной ситуации. Концентрация усилий па одном, правильно выбранном, направлении и рациональное кооперирование (обмен) с другими производителями всегда обеспечивают или абсолютно, или относительно больший экономический эффект.

Экономическая интеграция и её формы

Другой важной формой организации хозяйственных процессов является экономическая интеграция. Сам термин "интеграция" (от лат. integratio – восстановление – от integer – целый) означает объединение в целое каких-либо частей. Под интеграцией же в экономике понимают объединение в общую систему различных хозяйственных звеньев: как отдельных фирм, так и целых отраслей или даже национальных хозяйств ряда стран. При этом объединение на уровне фирм (путём их слияния или поглощения друг другом) происходит в трёх основных формах (рис. 4.3–4.5).

Рис. 4.3. Горизонтальная интеграция

Горизонтальная интеграция – это объединение фирм, производящих однотипную продукцию (скажем, хлебозаводов, фабрик-прачечных, банков, дизайнерских[1] или рекламных агентств и т.д.).

Вертикальная интеграция охватывает предприятия, связанные единой производственной или производственносбытовой цепочкой [например, добыча алюминиевой руды (бокситов) – переработка её в глинозём – производство алюминия – выпуск изделий из него].

Конгломератная интеграция имеет место, когда создаются так называемые конгломераты[2], т.е. такие объединения предприятий, которые производят разные товары и услуги.

При этом сам процесс расширения номенклатуры[3] выпускаемой продукции с целью разнообразия хозяйственной деятельности называется диверсификацией производства [от лат. divers(us) – разный, различный + facere – делать]. Диверсификация (разнообразие) бизнеса – это в первую очередь путь к экономической безопасности. "Вкладывай то, что имеешь, в разные дела, – советует Библия, – ибо не знаешь, какая будет беда на земле" (6,36-Екк 11:2). Диверсификация, кроме того, часто привлекает компании тем, что позволяет им гибко маневрировать внутри себя хозяйственными ресурсами, перебрасывая их из малодоходных в высокодоходные отрасли. При этом недобор прибылей в одних сферах бизнеса компенсируется повышенными доходами в других. Однако и здесь важно помнить о мере. Чрезмерная хозяйственная "разбросанность", неспособность фирмы мощно проявить себя на каком-то одном-двух магистральных направлениях деятельности со временем могут расстроить её финансовое состояние, а то и привести к банкротству.

Рис. 4.5. Конгломератная интеграция

Рис. 4.4. Вертикальная интеграция

Так произошло с некогда процветавшей южнокорейской компанией "Daewoo" ("Дэу"), которая явно "переборщила" диверсификацией, взявшись за слишком многое – производство автомобилей, электроники, строительство, торговлю; телекоммуникации, гостиничный, страховой бизнес и пр. К лету 1999 года конгломерат окончательно утонул в огромных долгах (десятки миллиардов долларов!) и практически полностью пошёл с молотка.