Абсолютизм
К началу XVI в. во Франции в основном оформилась абсолютная монархия, которая характеризовалась сосредоточением всей полноты законодательной, исполнительной и судебной власти в руках наследственного главы государства – короля, которому, соответственно, подчинялся весь централизованный государственный механизм: армия, полиция, административно-финансовый аппарат, суд. Все французы, включая дворянство и аристократию, рассматривались как подданные короля, обязанные ему беспрекословным подчинением.
В 1516 г. Болонский конкордат предоставил королю исключительное право назначать высших иерархов католической церкви.
В 1614 г. Генеральные штаты были созваны в последний раз и больше не собирались до 1789 г.
В качестве своеобразной политической оппозиции королевской власти в XVI–XVII вв. выступил Парижский парламент, который к этому времени превратился в оплот феодальной знати и неоднократно использовал свое право ремонстрации, отклоняя королевские акты. Королевским ордонансом в 1667 г. было установлено, что ремонстрация может быть заявлена лишь в течение определенного срока после издания королем ордонанса, а повторная ремонстрация нс допускается. В 1673 г. было решено, что парламент не имеет права отказывать в регистрации королевских актов, а ремонстрация может быть заявлена лишь отдельно. Это лишило парламент его важнейшей прерогативы – опротестовывать и отклонять королевское законодательство.
К этому времени изменилось и общее представление о власти короля и характере его конкретных полномочий. В 1614 г. по предложению Генеральных штатов французская монархия была объявлена божественной, а власть короля стала рассматриваться как священная. Было введено новое официальное титулование короля: "король божьей милостью". Окончательно утвердились представления о суверенитете и неограниченной власти короля. Государство начало отождествляться с личностью короля, что нашло свое крайнее выражение в высказывании, приписываемом Людовику XIV: "Государство – это я!".
Юридически король признавался источником любой власти, которая не подлежала какому-либо контролю. Это привело к закреплению полной свободы короля в сфере законодательства. Законодательная власть принадлежала только ему одному по принципу: "один король, один закон". У короля было право назначения на любую государственную и церковную должность, хотя это право могло быть делегировано им нижестоящим чиновникам. Монарх являлся окончательной инстанцией во всех вопросах государственного управления. Король принимал важнейшие внешнеполитические решения, определял экономическую политику государства, устанавливал налоги, выступал высшим распорядителем государственных средств. От его имени осуществлялась судебная власть.
Высшими органами государственного управления Франции в этот период был Государственный совет, который выполнял функции высшего совещательного органа при короле и который дополняли Совет финансов, Совет депеш и т.д.
Старые государственные должности были ликвидированы или потеряли всякое значение и превратились в синекуры. Значение сохранила лишь должность канцлера, который оставался вторым лицом в государственном управлении после короля и представлял последнего в советах.
В XVI в. появились должности государственных секретарей, один из которых фактически выполнял функции первого министра. Формально такая должность отсутствовала, однако Ришелье, например, совмещал в одном лице 32 государственных поста и титула. При Генрихе IV, Людовике XIV, а также при Людовике XV (после 1743 г.) король сам осуществлял руководство управлением в государстве, убирая из своего окружения лиц, которые могли иметь на него большое политическое влияние.
Большую роль в управлении, особенно начиная с Кольбера, играл Генеральный контролер финансов (первоначально суперинтендант финансов), который осуществлял руководство экономической политикой государства, составлял государственный бюджет, контролировал деятельность администрации, работу по составлению законопроектов. Под его началом действовало 29 различных служб и бюро.
С XVI в. возрастала роль государственных секретарей по военным, иностранным, морским делам и делам двора, которым поручались отдельные сферы управления. При Людовике XIV государственные секретари, которые первоначально (особенно при Ришелье) играли вспомогательную роль, были приближены к особе короля, выполняли роль его личных чиновников. В XVIII в. была введена должность заместителей государственных секретарей, при которых создавались значительные по размерам бюро, в свою очередь разделенные на секции со строгой специализацией и иерархией чиновников.
Перестройке подверглась и система королевских советов, выполнявших совещательные функции. В 1661 г. по решению Людовика XIV был создан Государственный совет, куда вошли герцоги и другие пэры Франции, министры, государственные секретари, канцлер, который председательствовал в нем в отсутствие короля, а также специально назначаемые государственные советники. Этот совет рассматривал важнейшие государственные вопросы, обсуждал проекты законов, в некоторых случаях принимал административные акты и решал важнейшие судебные дела. Внешнеполитические дела обсуждал Верхний совет, куда обычно приглашались государственные секретари по иностранным и военным делам, несколько государственных советников. Вопросы внутреннего управления обсуждал и принимал решения, относящиеся к деятельности администрации, Совет депеш. Совет по вопросам финансов разрабатывал финансовую политику, изыскивал новые источники поступления средств в государственную казну.
В период абсолютизма завершилось создание одной из крупнейших в Европе постоянной армии, а также регулярного королевского флота. При Людовике XIV была проведена военная реформа, состоявшая в отказе от найма иностранцев и в переходе к вербовке рекрутов из местного населения. Высшие командные посты в армии были отведены исключительно представителям титулованной знати. При замещении офицерских постов нередко возникали острые противоречия между потомственным и служилым дворянством. В 1781 г. родовое дворянство добилось закрепления за ним исключительного права на занятие офицерских должностей.
При абсолютизме была создана разветвленная полиция, а в 1667 г. учреждена должность генерал-лейтенанта полиции, на которого возлагалась обязанность поддерживать порядок в масштабах всего королевства. В его распоряжении находились специализированные полицейские подразделения, конная полицейская гвардия, судебная полиция, проводившая предварительное расследование. Особое внимание уделялось укреплению полицейской службы в Париже. В функции полиции наряду с поддержанием порядка и розыска преступников входил контроль за нравами, в частности наблюдение за религиозными манифестациями, надзор за ярмарками, театрами и другими увеселительными заведениями. Кроме общей полиции действовала политическая полиция с разветвленной системой тайного сыска.
Особо сложным и запутанным было управление на местах. Действовали многочисленные специализированные службы: судебное управление, финансовое управление, надзор за дорогами и т.д. Территориальные границы этих служб и их функции не были точно определены.
В системе местного управления центральное место занимают интенданты – назначаемые из центра чиновники, контролирующие фискальные, административные и судебные органы на местах. Их власть стала приобретать авторитарный характер. Генеральные штаты в 1614 г., а затем собрания нотаблей протестовали против действий интендантов, полномочия которых в первой половине XVII в. были ограничены, а вскоре и сама должность интенданта была упразднена.
В 1653 г. система интендантов была вновь восстановлена. Функции интендантов, назначаемых в специальные финансовые округа, были чрезвычайно широки. Интенданты контролировали деятельность фабрик, банков, следили за дорогами, судоходством, за набором рекрутов в армию, расквартированием войск и обеспечением их продовольствием. Они могли вмешиваться в любой судебный процесс, проводить расследование от имени короля, председательствовать в судах бальяжа или сенешальства. На интендантов возлагалась обязанность поддерживать общественный порядок, наблюдать за нищими и бродягами, вести борьбу с ересью.
В 1566 г. была ликвидирована самостоятельность городов. С 1692 г. вводилась практика продажи должностей мэров и эшве- нов. В деревнях низовые административные и судебные функции возлагались па крестьянские общины и общинные советы. Однако в условиях всесилия интендантов сельское самоуправление уже в конце XVII в. пришло в упадок.
Судебная система, несмотря на усиливающуюся централизацию, оставалась архаичной и сложной. В некоторых частях Франции вплоть до XVIII в. сохранилась сеньориальная юстиция. Самостоятельную систему представляли собой церковные суды, юрисдикция которых ограничивалась в основном внутрицерковными делами. Существовали и специализированные трибуналы: коммерческие, банковские, адмиралтейские и др.
Крайне запутанной была и система королевских судов. Низшие суды в превотствах к середине XVIII в. были ликвидированы. Сохранились суды в бальяжах, хотя их состав и компетенция постоянно изменялись. Важную роль, как и прежде, играл Парижский парламент и судебные парламенты в других городах. Для разгрузки парламентов от растущих апелляционных жалоб в королевском эдикте 1552 г. предусматривалось создание особых апелляционных судов в ряде наиболее крупных бальяжей по рассмотрению уголовных и гражданских дел.