—1980 гг.
На развитие стратегических подходов управления большую роль сыграла модель производственной стратегии У. Скиннера SР", согласно которой успех деятельности предприятий определяется составляющими: ресурсы — parts, персонал — people, процессы — process, предприятия — plants, продукция — product.
В этот период получили развитие методы организации конструкторской и технологической подготовки производства, связанные с отечественными учеными Л. В. Барташевым, М. И. Ипатовым и др.
Большое влияние на решение стратегических проблем развития производства в этот период сыграла теория мотивации "Z", разработанная американским профессором У. Оучи на основе японского опыта управления в дополнение к теориям "X" и "Y" Д. Мак-Грегора. Основная отличительная черта этой теории — обоснование коллективистских принципов мотивации.
Согласно теории "Z" мотивация работников должна исходить из ценностей "производственного клана", т.е. предприятия как одной большой семьи. Эти ценности необходимо развивать у сотрудников с помощью соответствующей организации и стимулирования отношений доверия, солидарности, преданности коллективу и общим целям.
Ключевые идеи теории "Z" заключаются в следующем:
— в мотивах людей сочетаются социальные и биологические потребности;
— сотрудники предпочитают работать в группе и принимать групповые решения;
— должна существовать индивидуальная ответственность за результаты труда;
— предпочтительнее неформальный контроль за результатами труда на основе четких методов и критериев оценки;
— на предприятии должна осуществляться постоянная ротация кадров и должно быть организовано постоянное самообразование;
— предпочтительнее медленная служебная карьера с продвижением сотрудников по достижении определенного возраста;
— администрация проявляет постоянную заботу о работающем и обеспечивает ему долгосрочный или пожизненный наем;
— человек — основа любого коллектива; именно он обеспечивает успешную деятельность предприятия.
Теория "Z" описывает сотрудника на хорошем счету, предпочитающего трудиться в группе и иметь стабильные цели деятельности на длительную перспективу. Во многом ей соответствуют работники крупных японских промышленных компаний, однако такие люди есть практически во всех странах на больших стабильных предприятиях. Эффективность применения данной теории определяется удельным весом таких сотрудников в коллективе.
Стимулы побуждения к труду для работников, описываемых теорией "Z", эффективны в следующей последовательности: материальное поощрение — моральное поощрение.
Большое значение для решения стратегических проблем производства имело в этот период развитие М. Паратом теории "информационной экономики". В ней рассматриваются особенности формирования производственных систем, ведущей производительной силой которых является информация.
В 1977 г. М. Порат впервые классифицировал информационные отрасли экономики США на "первичный" и "вторичный информационные секторы".
Инновационное развитие производства данного периода связано с появлением так называемой совмещенной модели ("объединяющей модели", coupling о/ R&D and marketing, feedback model), отражающей важность как рыночных, так и технологических факторов. В качестве источников инноваций выступают и результаты НИОКР, и потребности рынка. Модель инновационной деятельности сохранила последовательный линейный характер, но уже с многочисленными обратными связями (рис. 1.9).
Рис. 1.9. Совмещенная модель инновационного процесса
Появление совмещенной модели инновационного процесса в 1970-е гг. обусловлено происходившими в экономике процессами инфляции и стагфляции, которые потребовали повышенного внимания к вопросам рационализации производства. Большинство компаний выбирали стратегию консолидации, что привело к созданию портфелей продуктов (product portfolios). От проведения отдельных исследовательских проектов отказались. Процессы исследований и разработок и маркетинга тесно переплелись в едином инновационном процессе. Сокращение расходов за счет обеспечения информационного взаимодействия между научной, производственной и маркетинговой деятельностью легло в основу совмещенной модели инновационного процесса.