-1970-с гг.
Еще 5 мая 1947 г. под давлением США, выдвигавшими это как условие предоставления помощи по плану Маршалла, коммунисты были выведены из состава правительства Франции. Это ознаменовало резкий разворот вправо внутренней и внешней политики Франции, которая вскоре оказалась втянутой в крупные международные конфликты – Индокитай, Алжир, Мадагаскар, суэцкая авантюра. Все это в конечном итоге привело к смене режима.
1 июня 1958 г. генерал Шарль де Голль получил от Национального собрания чрезвычайные полномочия, а 4 октября 1958 г. вступила в силу новая Конституция, с которой ведет отсчет ныне действующий государственный строй Франции, известный как Пятая республика.
Кризис власти повлек за собой распад колониальной империи Франции. Уже в 1958 г. Гвинея отвергла Конституцию Пятой республики и провозгласила независимость. В 1959 г. Ш. де Голль признал право алжирского народа на самоопределение. В 1960 г. Франция признала независимость Судана, Сенегала, Мадагаскара, Дагомеи, Нигера, Верхней Вольты, Берега Слоновой Кости, Чада, Центральноафриканской Республики, Конго, Габона, Мавритании, а также подопечных территорий Того и Камеруна.
Освобождение от бремени колониальных войн дало стране дополнительный ресурс экономического роста.
Однако экспансия транснациональных корпораций США и других стран создала предпосылки для ослабления франка. Хотя валюты бывших французских колоний еще долгое время составляли "зону франка", его значение как третьей по значимости мировой валюты после доллара США и фунта стерлингов год от года ослабевало.
В 1966 г. Франция вышла из военных программ НАТО и ликвидировала военные базы США на своей территории. Сэкономленные средства были направлены на дальнейшее развитие собственной аэрокосмической и оборонной индустрии страны, а также ядерной программы. Расширялось и экономическое взаимодействие с социалистическими странами.
Во внешнеторговом обороте СССР из капиталистических стран Францию и Италию опережали только Финляндия и ФРГ. Внешнеторговые обороты СССР с Францией и Италией были примерно равны, с активным сальдо торгового баланса в пользу СССР. За 1959–1968 гг. индекс промышленного производства во Франции вырос в 1,5 раза, а пассивный платежный баланс сменился активным.
Самостоятельная экономическая политика Франции была направлена на выход из-под экономической зависимости от США, которые в 1966–1967 гг. в связи с расширением войны во Вьетнаме перешли к безудержной денежно-кредитной экспансии за счет выпуска долларов в каналы международного денежного оборота. За 1949–1969 гг. текущие внешние обязательства США выросли с 7,6 млрд до 45,8 млрд долл.
Намерения обратить свои авуары в США в золото Франция впервые озвучила еще в 1965 г., когда они составляли 1,4 млрд долл.[1] С конца 1960-х гг. проблема сохранения золотодевизного стандарта занимала видное место в выступлениях и публикациях президента Ш. де Голля, министра финансов и будущего премьер-министра М. Дебре, французских экономистов с мировым именем Ж. Рюэффа, А. Тулемонда и многих других.
Однако в 1968 г. страну охватили студенческие волнения и всеобщая забастовка (участвовало до 10 млн чел.), после чего начался отток золота из страны. К осени 1968 г. Франция потеряла 1/2 своих золотовалютных резервов.
Социальное государство. В ходе послевоенной национализации профсоюзы получили доступ в административные советы национализированных предприятий, что усилило их позиции в защите прав трудящихся в отношении условий труда, его оплаты и гарантий занятости.
Значительный прогресс в социальной сфере имел место на протяжении срока президентства Франсуа Миттерана (1981–1995 гг.), представителя социалистической партии.
Были отменены налоги с лиц, получавших минимальную зарплату, и введены налоги на крупные состояния. Минимальная заработная плата была повышена на 10%, семейные пособия – на 14, пенсии – на 20%. Сам размер пенсии был при этом доведен до 75% от зарплаты, а пенсионный возраст снижен с 63 до 60 лег. Продолжительность оплачиваемого отпуска возросла с 4 до 5 недель, а рабочая неделя была сокращена с 40 до 39 часов.
-1990-е гг.
В 1981–1995 гг. президентом Франции был Ф. Миттеран, которого сменил Жак Ширак, исполнявший в 1986–1988 гг. обязанности премьер-министра. Несмотря на их принадлежность одной и той же, социалистической, партии, экономическая доктрина Франции претерпела в этот период значительные изменения.
В 1986 г. была проведена крупнейшая после 1936 и 1944– 1945 гг. национализация, затронувшая 36 банков и 5 финансово- промышленных групп.
Выкупив акции у их частных владельцев по высокой рыночной цепе, государство взяло под свой контроль 84% предприятий авиационной и ракетной промышленности, 63% в цветной металлургии и 54% в химической промышленности. В результате государственный сектор в экономике страны увеличился почти в два раза.
Однако в 1988 г., в подражание "рейганомике" и "тэтчеризму", правительство Ж. Ширака провело денационализацию (в частные руки перешло 50% акций компаний госсектора), отменило налог на крупные состояния, контроль за ценами, а также контроль за практикой увольнения наемных работников.
Качественное отличие этого этапа развития экономики Франции от предыдущих во многом предопределялось новым валютно-финансовым фактором – созданием в 1979 г. Европейской валютной системы и ЭКЮ как коллективной денежной единицы.
По удельному весу национальной валюты в "корзине валют" Франция стала второй после ФРГ (19,7 и 32,9% на июнь 1979 г.), взяв на себя соответствующее бремя по поддержанию взаимных паритетов.
С 1981 г. в связи с неблагоприятными для США итогами выборов президента Франции франк стал объектом "долларовой агрессии". Несмотря на затраты в сумме 1,3 млрд долл, на поддержание курса франка, в октябре 1981 г. сто пришлось девальвировать. От 45 до 50 млрд франков было затрачено на эти же цели перед девальвацией в июне 1982 г. и 23 млрд – только за неделю до третьей его девальвации в марте 1983 г.
В итоге с мая 1981 г. но октябрь 1982 г. золотовалютные резервы страны сократились на 60%.
После этого вновь стала расти безработица (с 2,2 до 2,6 млн за 1983-1987 гг.).
Только благодаря падению цен на нефть в 1986–1988 гг. Франция смогла сократить вдвое расходы на импорт энергоносителей и достичь активного платежного баланса и приостановить инфляцию.
После распада "трехполярной" геополитической конструкции (капиталистические, социалистические и развивающиеся страны) Франция, как и другие страны Европы, стала испытывать нарастающие проблемы, обусловленные переселением граждан менее развитых стран. В географическом распределении иммигрантов наряду с "традиционными" Алжиром и другими бывшими колониями в Африке значительно усилился индокитайский компонент. К концу XX в. во Франции проживало более 4 млн иммигрантов.