-1930-е годы
С 1920 г. начинается эмигрантский период жизни и творчества Бунина, связанный с его жизнью во Франции. Писатель обоснованно завоевывает репутацию лидера литературного поколения "первой волны" эмиграции: его произведения публикуются в самом известном толстом литературном журнале - "Современных записках", а смерть Бунина в 1953 г. будет воспринята современниками как символичное завершение этой страницы литературной истории.
В эмигрантском творчестве стиль Бунина достигает особой утонченности, происходит расширение жанрового диапазона с отчетливой тенденцией к исканиям в сфере крупных художественных форм (роман, эссе, цикл рассказов). В бунинской прозе этих десятилетий важно и углубление бытийной проблематики: в раздумьях о гранях любовного переживания, судьбах России, метафизике и психологии творчества.
В 1920-е гг. Бунин создает ряд вершинных рассказов и повестей о любви: "Митина любовь" (1924), "Солнечный удар" (1925), "Дело корнета Елагина" (1925), "Ида" (1925) и др. Здесь в полную силу выражена намеченная ранее трагедийная концепция любви, рассматриваемой как взлет души, прорыв из "будней" к ощущению надвременного единства всего сущего, и вместе с тем прочувствована катастрофическая краткость подобного наивысшего напряжения человеческого существа. В бунинском мире, в отличие от символистов, осмысление любовного переживания основано на художественном проникновении в зримо-осязаемую реальность: это и рука героини, "пахнувшая загаром" ("Солнечный удар"), и Катя, наполнившая своим живым присутствием природный космос ("Митина любовь")... Понимание эроса как устремления личности к обретению целостности, "абсолютной индивидуальности" (Н. А. Бердяев) и одновременно как томления земного по бесконечности обнаруживает глубокую сопричастность Бунина к тем философским истокам (работы В. С. Соловьева, Н. А. Бердяева и др.), которые питали художественную культуру рубежа веков. Разноплановая галерея "ликов любви" и женских образов будет явлена и в итоговом сборнике рассказов "Темные аллеи", над которым писатель работал в Грассе с 1937 по 1944 г. Рождение этой книги явилось для Бунина подтверждением той великой, божественной силы искусства, которая способна противостоять самым тяжким потрясениям современности:
"Декамерон" написан был во время чумы. "Темные аллеи" в годы Гитлера и Сталина, когда они старались пожирать один другого" - такова надпись, сделанная автором на издании сборника в 1950 г.
С 1920-х гг. в творчестве Бунина заметно эволюционирует жанр лирико-философского рассказа. Более зримым становится сплав образного и философско-рефлективного путей постижения бытия ("Ночь", "Несрочная весна", "Музыка", "Поздний час" и др.). В этом Бунин по-своему разделил общие закономерности эстетического развития эпохи. Чрезвычайно значимым в модернизме стало взаимопроникновение литературы и философии: философская мысль получала дальнейшую динамику в континууме художественного текста - будь то эссеистика В. В. Розанова или культурологические идеи, воплотившиеся в образную форму в прозе А. Белого, А. А. Блока. Однако Бунина отличало от модернистов стремление сохранить непосредственность художественного восприятия, не "отягощенного" привнесенными извне "теориями".
Значимым явлением в поздней малой прозе писателя стал цикл "Краткие рассказы" начала 1930-х гг. Эволюция лирико-философских рассказов и миниатюр в бунинском творчестве закономерно вела ко все более экспресси иному лаконизму, отточенности жанровых форм. Структурообразующими факторами в "кратких рассказах" становятся ритмический рисунок и речевые детали. Как точно подметил в своей рецензии В. Ф. Ходасевич, "на сей раз путь к бунинской философии лежит через бунинскую филологию - и только через нее..." Опыты в жанре миниатюры возникали и в более поздней бунинской прозе ("В одной знакомой улице", "Качели", "Часовня", "Мистраль", "В Альпах", "Легенда" и др.). Жанрообразующими признаками многих из них стали вкрапления стихотворных цитат, лирически преображающих повествование; сближение с принципами организации поэтического текста; повышенная роль символики.