—1920 гг.
Значительный вклад в развитие науки об организации производства внес французский исследователь Л. Файоль (1841—1925), создавший систему управления производством, основанную на выделении следующих групп функций: технических, коммерческих, финансовых, охраны, счетных, административных и задач управления — предвидение, планирование, организация, координация и контроль.
"Управлять производством, — утверждал А. Файоль, — значит, вести предприятие к поставленной цели, извлекая максимальные возможности из всех имеющихся в распоряжении ресурсов".
Принципы организации любой администрации, по мнению А. Файоля, таковы: "Разделение труда, власть (авторитет и ответственность), дисциплина, единство командования, подчинение индивидуальных интересов общему интересу, вознаграждение, централизация, скалярная цепь (линия власти), порядок, равенство, устойчивость должностей кадрового состава, инициатива, корпоративный дух".
Занимаясь рационализацией труда отдельного рабочего, не пытаясь установить взаимосвязи и кооперации труда между рабочими на отдельных участках и предприятия в целом, видный американский ученый Г. Эмерсон (1853—1931) в своей книге "Двенадцать принципов производительности" (1911) впервые изложил систему научной организации и управления коллективным трудом. Г. Эмерсон обосновал необходимость комплексного подхода к решению сложных задач организации и управления производства с учетом их эффективности (введено впервые) как максимально выгодного соотношения между затратами и результатами. Предложена идея создания компетентной комиссии по проведению практической работы в области организации производства в промышленности в целях оказания практической помощи отдельным предприятиям и фирмам в организации производства и управления, а также в подготовке и переподготовке кадров управления.
В 1913 гг. Форд-старший (1863—1947) на принадлежащих ему автомобильных заводах внедрил новую систему организации производства (поточные методы), основанную на развитии систем Ф. У. Тейлора и Г. Эмерсона. Эта система получила название по имени ее создателя "фордизм".
Система Г. Форда характеризуется следующими важнейшими положениями: максимальным разделением труда, в результате которого почти все операции производственного процесса становятся простыми и могут выполняться рабочими низкой квалификации при исключительно напряженном темпе работы, задаваемом скоростью движения конвейера и других механических регуляторов ритма труда; механизацией и автоматизацией многих процессов производства на основе разделения их на простейшие операции; последовательной стандартизацией всех факторов производства, включая сырье, оборудование, инструмент, технологические режимы, трудовые приемы и формы организации.
В фундамент этой системы был положен сборочный конвейер, привнесший в производство технические, технологические и особенно организационные новшества, а именно: разработку вопросов организации массового поточного производства, в частности, организацию предметных участков и линий с прямоточным характером производства (обеспечивающих в дальнейшем возможность автоматизации процессов производства), высокий уровень стандартизации элементов производства, организацию системы внутризаводского транспорта и др. Внедрение конвейерной сборки изделий наряду с техническими новшествами привело к резкому повышению производительности труда и снижению себестоимости продукции, положило начало массовому производству. В частности, время сборки автомобиля сократилось с 12 до 1,5 часов, цикл изготовления — с 21 до 3 дней, затраты на изготовление автомобиля снизились с 750 до 300 долл. США.
Заметный вклад в разработку теории и практики организации производства внес также К. Адамецки (1866—1933), создавший теорию построения производственных процессов во времени, разработавший графики движения деталей по операциям и формулы для расчета производственного цикла.
В этот же период Г. Л. Гантт разработал график (в последующем получивший название диаграммы Гантта), где технологический процесс рассматривается как комбинация отдельных операций. Метол обеспечивает планирование последовательности операций (загрузочный и планировочный/временной графики Гантта). Исследование системы "человек—машина" позволило Г. Л. Гантту связать организационные и мотивационные аспекты производства.
Важную роль в решении стратегических проблем развития производства в XX в. сыграло формирование Й. А. Шумпетером (1883—1950) теории инноваций. Понятие "инновация" он ввел в своей работе "Теория экономического развития" (1912). Под "инновациями" Й. А. Шумпетер понимал новые комбинации сил и вещей, имеющихся в нашей сфере. К ним он относил следующие пять случаев[1]:
• изготовление нового, т.е. еще не известного потребителям, блага или создание нового качества того или иного блага;
• внедрение нового, т.е. данной области промышленности еще практически не известного, метода (способа) производства, в основе которого не обязательно лежит новое научное открытие и который может заключаться также в новом способе коммерческого использования соответствующего товара;
• освоение нового рынка сбыта, т.е. такого рынка, на котором до сих пор данная отрасль промышленности этой страны еще не была представлена, независимо от того, существовал этот рынок прежде или нет;
• получение нового источника сырья или полуфабрикатов, равным образом независимо от того, существовал этот источник прежде или просто не принимался во внимание, или считался недоступным, или его еще только предстояло создать;
• проведение соответствующей реорганизации, например обеспечение монопольного положения (посредством создания треста) или подрыв монопольного положения другого предприятия.
Осуществление новых комбинаций Й. А. Шумпетер связывал с вытеснением существовавших ранее технологий.