Зоны свободной торговли и меры тарифного регулирования
Значительное развитие получило создание региональных и особенно двусторонних экономических объединений с беспошлинной взаимной торговлей стран-членов и другими договоренностями по вопросам сотрудничества. Среди региональных объединений распространены зоны свободной торговли (предусматривают в основном постепенную отмену таможенных пошлин в объединении и нередко иные торгово-политические меры, содействующие расширению экономических связей, при сохранении свободы действий в регулировании торговли с остальным миром) и таможенные союзы (также отменяют пошлины во взаимной торговле, но, кроме того, устанавливают единый внешний таможенный тариф, унифицируют таможенные документы, в частности Таможенный кодекс, и процедуры, проводят единую торговую политику в отношениях с третьими странами).
Положительным эффектом создания региональных и двусторонних экономических объединений со свободной взаимной торговлей стран-членов является возможность расширения торговых и инвестиционных связей, увеличения масштабов международной производственной кооперации, но одновременно ухудшаются условия торговли этих стран с третьими странами, поскольку на экспортируемые последними товары по-прежнему распространяются национальные импортные пошлины стран-членов зон свободной торговли и усредненные такие пошлины стран-членов таможенных союзов. В результате возникает угроза вытеснения экспортеров третьих стран с рынков стран-членов региональных экономических объединений.
Всего в мире реально функционирует примерно одинаковое число зон свободной торговли и таможенных союзов, действующих на основе соответствующих соглашений (свыше десяти как тех, так и других), причем их количество увеличивается (табл. 4.2).
Таблица 4.2
Региональные соглашения в форме таможенного союза, нотифицированные в ГАТТ/ВТО с 1948 г. по сентябрь 2008 г.*
Соглашения |
Дата нотификации |
Число членов |
Европейский союз |
24 апреля 1957 г. |
27 |
Центральноамериканский общий рынок |
24 февраля 1961 г. |
5 |
Карибское сообщество и общий рынок |
14 октября 1974 г. |
15 |
Андское сообщество наций |
1 октября 1990 г. |
4 |
Южно-американский общий рынок |
17 февраля 1991 г. |
4 |
ЕС-Турция |
22 декабря 1995 г. |
28 |
ЕС-Андорра |
23 февраля 1998 г. |
28 |
Экономическое и валютное сообщество |
21 июля 1999 г. |
6 |
Центральной Африки |
||
Западноафриканский экономический |
27 октября 1999 г. |
9 |
и валютный союз |
||
Восточноафриканское сообщество |
9 октября 2000 г. |
3 |
Южноафриканский таможенный союз |
25 июня 2007 г. |
5 |
Совет по сотрудничеству государств Пер- |
19 ноября 2007 г. |
6 |
сидского залива |
* Формально таможенные союзы стали возникать еще со второй половины XIX в., но тогда они создавались на двусторонней основе малыми странами, чтобы противостоять конкуренции крупных стран, и не играли значительной роли в международной торговле (в 1865 г., например, был образован Франко-Монакский таможенный союз, в 1921 г. – Бельго- Люксембургский, в 1924 г. – Швейцарско-Лихтенштейнский и т.д.).
Экономически самым крупным первоначально созданным региональным объединением в форме таможенного союза является Европейский союз (в 1957 г. он официально именовался Европейским экономическим сообществом, затем был преобразован в Общий рынок и, наконец, в ЕС). Членами ЕС стали 28 государств с общим населением в 380 млн человек и совокупным ВВП почти почти 16 трлн долл, (еще несколько государств – потенциальные кандидаты на вступление).
Экономически самая крупная региональная зона свободной торговли образовалась на основе заключения Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА) сначала между США и Канадой в 1988 г., а затем, в 1992 г., к ним присоединилась Мексика (вступило в силу в 1994 г.). НАФТА охватывает район с населением свыше 400 млн человек и совокупным ВВП около 16,2 трлн долл.
Помимо этих двух мощных объединений в последние десятилетия число интеграционных объединений существенно выросло и расширилась их география. Активно развивались интеграционные процессы, например, в Америке. В начале 1960-х в Америке создаются Латиноамериканская ассоциация свободной торговли – ЛАСТ, Центрально-Американский общий рынок – ЦАОР, затем оно дополняется в конце 1960-х гг. Андским сообществом (Картахенское соглашение), в середине 1970-х гг. – Карибским сообществом и общим рынком КАРИКОМ, НАФТА – в середине 1990-х; в начале 1990-х организуется Южно-американский общий рынок – МЕРКОСУР, а в начале XXI в. образовались Союз южноамериканских наций – УНАСУР, Боливарианская инициатива АЛБА.
В последнее время активизировалась деятельность России по созданию региональных экономических объединений на пространстве СНГ и за его пределами. В частности, в 2010 г. вступило в силу Соглашение о создании Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана с перспективой присоединения Армении, Киргизии и Таджикистана, а в ноябре 2012 г. подписан Договор о создании зоны свободной торговли между 8 странами СНГ: Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан и Украина. Ряд стран, включая Россию и Украину, уже ратифицировали этот договор. Ведутся переговоры о создании зоны свободной торговли с Новой Зеландией и Вьетнамом.
Происходящая в послевоенные годы общая либерализация деятельности таможенных органов, в частности, в связи с увеличением масштабов торговли и дифференцированности таможенного обложения одних и тех же товаров, проявляется в унификации документов и в упрощении процедур оформления пропуска товаров через границу. Она не только удешевляет и ускоряет развитие торговли, но и сокращает возможности злоупотреблений и коррупции в таможенных органах. Важным шагом в этом направлении является Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур, разработанная Советом таможенного сотрудничества и вступившая в силу в 1974 г.
К новым направлениям регулирования внешней торговли можно отнести установление тесного оперативного взаимодействия национальных таможенных органов в целях повышения эффективности противодействия растущему количеству и многообразию правонарушений, все чаще принимающих международно-организованный характер. Увеличение таможенных злоупотреблений является обратной стороной либерализации торговли, поскольку более свободные коммерческие операции, приносящие обычно высокую прибыль, побуждают предпринимателей к получению выгод любыми способами, включая недобросовестную конкуренцию. Кроме того, обратной стороной научно-технического прогресса является расширение возможностей выпуска контрафактной продукции. Наконец, усиление позиций ТНК на мировом рынке позволяет им чаще нарушать правила торговли, в том числе путем неофициальных договоренностей.
Свидетельством отмеченного направления регулирования является вступление в силу в 1980 г. Международной конвенции о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений, разработанной Советом таможенного сотрудничества, и соответствующая реорганизация его административного аппарата.
Существенно модифицируется организация таможенной деятельности в связи с расширяющимся применением электронной технологии обработки внешнеторговых документов, в частности, заблаговременно представляемых таможне участниками внешнеторговых операций. Это обеспечивает точность обработки, сокращает время и расходы на ее осуществление.