Значение интеграционных процессов во внешнеторговой политике стран региона

Значительное внимание страны Латинской Америки уделяют процессам региональной экономической интеграции, рассматривая их как важный инструмент содействия развитию внешней торговли. Эти процессы протекали на протяжении большей части послевоенного периода. На их основе были созданы и функционируют различные торгово-экономические объединения в форме зон свободной торговли, таможенных союзов, общих рынков, в частности Латиноамериканская ассоциация интеграции, МЕРКОСУР (Южноамериканский общий рынок), Центральноамериканский общий рынок, Андское сообщество наций, КАРИКОМ (Экономическое сообщество Карибских стран), АЛБА, УНАСУР. В рамках этих объединений латиноамериканские и Карибские страны создавали преференциальные условия для взаимного развития торговли и других форм экономических связей. За последние два десятилетия масштабы регионального торгового сотрудничества увеличились примерно в 10 раз (с 18 млрд долл, в 1990 г. до 180 млрд долл, в 2010 г.). Его доля в общем объеме товарооборота возросла с 15 до 22%. Существенную роль взаимный торговый обмен играл в расширении возможностей сбыта готовой продукции. Страны Южной и Центральной Америки сбывают здесь свыше половины всех вывозимых готовых изделий. В 2011 г. на региональном рынке было реализовано 31% всего экспортированного текстиля, готовой одежды и обуви, 42% химических и фармацевтических товаров, 37% изделий из каучука и пластика, 27% автомобильных двигателей и запчастей для сборки.

Следует однако, отметить, что, несмотря на достигнутые результаты, потенциальные возможности развития интеграционных процессов используются недостаточно. По уровню интеграции Латинская Америка заметно отстает от многих других развивающихся регионов и прежде всего от азиатских стран, где доля взаимной торговли в общем товарообороте составляет 46%. Главной проблемой, тормозящей развитие латиноамериканских интеграционных связей, является низкий уровень промышленного сотрудничества. В отличие от стран Юго-Восточной Азии, где интенсивный взаимный торговый обмен определяется функционированием международных производственных комплексов ТНК, в Латинской Америке их роль в интеграционном взаимодействии оказывается предельно ограниченной. Региональная торговля строится на обмене завершенной продукцией, доля промежуточных изделий является минимальной (так, удельный вес комплектов для сборки и частей в региональном экспорте составляет не более 7–8%).

В современных условиях в развитии латиноамериканской интеграции наметились некоторые новые тенденции. Одна из них связана с формированием во главе с Венесуэлой так называемого Боливарианского союза для народов Америки (АЛБА) – политической и экономической организации, в состав которой вошли Боливия, Куба, Никарагуа и Эквадор, а также три островных государства Карибского бассейна, Антигуа и Барбуда, Доминика, Сент-Винсент и Гренадин. Основой данного объединения является масштабная экономическая помощь, оказываемая Венесуэлой остальным членам группировки, в частности в форме поставок нефти по льготным ценам. Другая тенденция определилась значительным повышением активности Мексики в интеграционной сфере. В 2012 г. вступило в силу соглашение о свободной торговле, подписанное между Мексикой и пятью центральноамериканскими странами (Коста-Рикой, Никарагуа, Сальвадором, Гватемалой и Гондурасом). К соглашению присоединилась также Панама. Значимость этого соглашения определяется тем, что оно знаменует активное включение Мексики в интеграционные процессы, происходящие в Центральной Америке. Важным событием стало и подписание в июне 2012 г. соглашения, формально констатирующего Тихоокеанский Альянс, – новое торгово- экономическое объединение, в которое входят Мексика, Чили, Колумбия и Перу. В качестве наблюдателей в объединении участвуют Коста-Рика и Панама. В его задачи входят развитие интеграционных связей между участниками, а также организация взаимодействия со странами Азии и Тихого Оксана. С Бразилией Мексика ведет переговоры о заключении стратегического соглашения об экономической интеграции. Фактически за этими шагами стоит не только стремление Мексики к диверсификации своих торгово-экономических связей. Речь идет о формировании северной зоны региональной интеграции, тяготеющей к Североамериканской зоне свободной торговли (НАФТА), которая объединяет США, Канаду и Мексику. Со своей стороны США стимулируют и поддерживают эти усилия Мексики, рассматривая их как важные элементы реализации своей латиноамериканской стратегии.

В целом при всех имеющихся достижениях объединительные процессы в Латинской Америке не продвинулись дальше первой, начальной ступени интеграции – образования завершенных зон свободной торговли – и находятся в фазе мало успешных попыток создания функционирующих таможенных союзов. Это означает, что решающим фактором, определяющим состояние внешней торговли региона, являются его отношения с традиционными партнерами – США и членами Евросоюза. В этой сфере за истекшие два десятилетия произошли существенные изменения.