Закономерности развития научного знания
Необходимым следствием любой теории развития научного знания, в том числе концепции единства внутринаучных и социокультурных факторов, является требование формулировки общих закономерностей развития научного знания. Другим столь же необходимым требованием к любой концепции подобного рода служит формулировка конкретизации этих общих законов применительно к различным областям научного знания. Не вдаваясь в сколько-нибудь подробное фактическое и теоретическое обоснование этих законов, сформулируем общие и специфические закономерности развития научного знания с позиции концепции единства внутринаучных и социокультурных факторов в развитии научного знания.
Общие закономерности развития научного знания:
o детерминация научного знания ранее накопленным объемом научного знания;
o прерывно-непрерывный характер эволюции научного знания;
o увеличение информационной емкости сменяющих друг друга научных теорий;
o эволюция научного знания от знания простых объектов и систем к знанию все более сложных;
o повышение степени точности, доказательности и проверяемости знания;
o увеличение методологического и методического арсенала в процессе развития научного знания;
o усиление взаимосвязи объектной, практической, социокультурной и мировоззренческой детерминации научного знания;
o рост теоретического и методологического плюрализма научных построений;
o увеличение роли и значения когнитивных коммуникаций между учеными в процессе создания, оценки и проверки различных единиц научного знания;
o рост дифференциации научного знания и научных дисциплин;
o усиление интеграционных связей между различными областями научного знания;
o взаимопроникновение научных методов и концепций из разных областей науки;
o рост числа междисциплинарных, проблемных и комплексных исследований;
o увеличение значения творческого и личностного потенциала ученых в процессе создания и утверждения научных теорий;
o возрастание когнитивной ответственности ученых за принимаемые научные решения;
o усиление инновационной ориентированности научных концепций;
o стандартизация научного знания в качестве информационного продукта в процессе его включения в глобальную информационную сеть.
Закономерности развития естественно-научного знания:
o постоянное увеличение предметной (объектной) сферы естествознания;
o рост объема научных наблюдений и их точности;
o возрастание экспериментальной базы естествознания и ее роли как основы и критерия объективной истинности знания;
o увеличение веса и относительной самостоятельности теоретического уровня знания по отношению к эмпирическому знанию;
o усиление математизации естественно-научного знания;
o рост системной организации всего естественно-научного знания с выделением ведущей роли парадигмальных теорий и научной картины мира в обеспечении его целостности;
o усиление взаимосвязи и взаимодействия естественных наук с техническими, социальными и гуманитарными науками;
o рост инновационной ориентированности естественных наук на решение фундаментальных экономических, практических и социальных проблем.
Закономерности развития математического знания:
o усиление абстрактности математического знания;
o использование логики и ее методов в построении и обосновании математических теорий;
o рост разнообразия способов введения и построения математических объектов и теорий;
o обеспечение внутренней целостности математического знания;
o нахождение единых оснований математических наук;
o формализация содержательных математических теорий и рассуждений;
o конструктивизация, алгоритмизация и компьютеризация математического знания;
o усиление взаимосвязи математического знания со всеми другими науками (естествознанием, техническими и социальными науками);
o рост ориентации современной математики на решение фундаментальных практических и социальных проблем.
Закономерности развития знания в технических и технологических науках:
o кумулятивно-прерывный характер изменений;
o тесная взаимосвязь с естественными, социальными и военными науками;
o непосредственная связь с практикой и материальными интересами и потребностями общества;
o существенная зависимость от уровня и характера поддержки со стороны государства и частного бизнеса;
o соответствие технических и технологических проектов экологическим и гуманитарным требованиям;
o повышение уровня математизации и компьютеризации моделей техники и технологий;
o усиление междисциплинарного и комплексного характера технического и технологического знания;
o от моделирования отдельных технических систем и технологических процессов к созданию моделей сложных техносистем и моделированию эволюции техносферы в целом.
Закономерности развития социально-гуманитарных наук:
o существенная мировоззренческо-ценностная детерминация;
o непосредственная зависимость от исторически изменчивого и противоречивого социокультурного контекста;
o плюрализм и диалогичность;
o рефлексивный и эмоционально-выразительный характер дискурса;
o использование всех лингвистических и семиотических средств при изложении, обосновании и оценке концепций;
o поддержание высокого уровня критичности дискурса;
o совершенствование герменевтического искусства;
o высокая степень интенсивности когнитивных коммуникаций среди членов профессионального научного сообщества;
o тесный характер общения с широким читателем социальных и гуманитарных научных текстов.
Выводы
1. Развитие научного знания представляет собой чередование процессов количественного накопления (кумуляции) истинного знания, направляемого некоторой общепринятой в научном сообществе фундаментальной теорией в некоторой области науки или научной дисциплине, и качественных скачков (научных революций), вызванных построением новой фундаментальной теории, приходящей на смену старой и во многом содержательно и логически несовместимой с ней (антикумулятивный процесс).
2. В результате научной революции только часть накопленного ранее в той или иной области науки знания признается истинной и сохраняется в неизменном виде, другая его часть рассматривается как ложная с позиций новой фундаментальной теории и отбрасывается и, наконец, третья часть накопленного ранее знания также сохраняется, но в существенно переработанном и проинтерпретированном с позиций новой теории виде.
3. В целом развитие научного знания обусловлено действием как внутринаучных факторов (новые эмпирические данные, не использованные ранее теоретические ресурсы имеющейся системы знания), так и социокультурных (практические потребности общества, социальный заказ, философские и мировоззренческие идеи и др.). При этом внутринаучные факторы являются основной движущей силой динамики научного знания, как правило, в эволюционные фазы его развития, а также для высокоабстрактной науки и достаточно зрелого состояния науки, способного к самодетерминации, тогда как социокультурные факторы оказывают существенное, а подчас и решающее влияние в периоды становления как науки в целом, так и новых научных дисциплин, научных революций, прикладных научных исследований, имеющих большое практическое и социальное значение.
4. Интернализм, абсолютизирующий роль внутринаучных факторов в развитии научного знания, и экстернализм, абсолютизирующий роль социокультурных факторов в его развитии, - в равной мере неадекватные модели реальной науки и ее истории. Наиболее приемлемой общей теорией развития научного знания представляется концепция единства, взаимосвязи и диалектического взаимодействия внутринаучных и социокультурных факторов как одинаково необходимых детерминант динамики реальных систем научного знания.
5. Наряду с общими закономерностями развития научного знания в каждой области науки действуют и специфические закономерности ее развития, обусловленные особенностями ее содержания, структуры и функций в общей системе науки и научного познания.