Закономерности развития научного знания

Необходимым следствием любой теории развития научного знания, в том числе концепции единства внутринаучных и социокультурных факторов, является требование формулировки общих закономерностей развития научного знания. Другим столь же необходимым требованием к любой концепции подобного рода служит формулировка конкретизации этих общих законов применительно к различным областям научного знания. Не вдаваясь в сколько-нибудь подробное фактическое и теоретическое обоснование этих законов, сформулируем общие и специфические закономерности развития научного знания с позиции концепции единства внутринаучных и социокультурных факторов в развитии научного знания.

Общие закономерности развития научного знания:

o детерминация научного знания ранее накопленным объемом научного знания;

o прерывно-непрерывный характер эволюции научного знания;

o увеличение информационной емкости сменяющих друг друга научных теорий;

o эволюция научного знания от знания простых объектов и систем к знанию все более сложных;

o повышение степени точности, доказательности и проверяемости знания;

o увеличение методологического и методического арсенала в процессе развития научного знания;

o усиление взаимосвязи объектной, практической, социокультурной и мировоззренческой детерминации научного знания;

o рост теоретического и методологического плюрализма научных построений;

o увеличение роли и значения когнитивных коммуникаций между учеными в процессе создания, оценки и проверки различных единиц научного знания;

o рост дифференциации научного знания и научных дисциплин;

o усиление интеграционных связей между различными областями научного знания;

o взаимопроникновение научных методов и концепций из разных областей науки;

o рост числа междисциплинарных, проблемных и комплексных исследований;

o увеличение значения творческого и личностного потенциала ученых в процессе создания и утверждения научных теорий;

o возрастание когнитивной ответственности ученых за принимаемые научные решения;

o усиление инновационной ориентированности научных концепций;

o стандартизация научного знания в качестве информационного продукта в процессе его включения в глобальную информационную сеть.

Закономерности развития естественно-научного знания:

o постоянное увеличение предметной (объектной) сферы естествознания;

o рост объема научных наблюдений и их точности;

o возрастание экспериментальной базы естествознания и ее роли как основы и критерия объективной истинности знания;

o увеличение веса и относительной самостоятельности теоретического уровня знания по отношению к эмпирическому знанию;

o усиление математизации естественно-научного знания;

o рост системной организации всего естественно-научного знания с выделением ведущей роли парадигмальных теорий и научной картины мира в обеспечении его целостности;

o усиление взаимосвязи и взаимодействия естественных наук с техническими, социальными и гуманитарными науками;

o рост инновационной ориентированности естественных наук на решение фундаментальных экономических, практических и социальных проблем.

Закономерности развития математического знания:

o усиление абстрактности математического знания;

o использование логики и ее методов в построении и обосновании математических теорий;

o рост разнообразия способов введения и построения математических объектов и теорий;

o обеспечение внутренней целостности математического знания;

o нахождение единых оснований математических наук;

o формализация содержательных математических теорий и рассуждений;

o конструктивизация, алгоритмизация и компьютеризация математического знания;

o усиление взаимосвязи математического знания со всеми другими науками (естествознанием, техническими и социальными науками);

o рост ориентации современной математики на решение фундаментальных практических и социальных проблем.

Закономерности развития знания в технических и технологических науках:

o кумулятивно-прерывный характер изменений;

o тесная взаимосвязь с естественными, социальными и военными науками;

o непосредственная связь с практикой и материальными интересами и потребностями общества;

o существенная зависимость от уровня и характера поддержки со стороны государства и частного бизнеса;

o соответствие технических и технологических проектов экологическим и гуманитарным требованиям;

o повышение уровня математизации и компьютеризации моделей техники и технологий;

o усиление междисциплинарного и комплексного характера технического и технологического знания;

o от моделирования отдельных технических систем и технологических процессов к созданию моделей сложных техносистем и моделированию эволюции техносферы в целом.

Закономерности развития социально-гуманитарных наук:

o существенная мировоззренческо-ценностная детерминация;

o непосредственная зависимость от исторически изменчивого и противоречивого социокультурного контекста;

o плюрализм и диалогичность;

o рефлексивный и эмоционально-выразительный характер дискурса;

o использование всех лингвистических и семиотических средств при изложении, обосновании и оценке концепций;

o поддержание высокого уровня критичности дискурса;

o совершенствование герменевтического искусства;

o высокая степень интенсивности когнитивных коммуникаций среди членов профессионального научного сообщества;

o тесный характер общения с широким читателем социальных и гуманитарных научных текстов.

Выводы

1. Развитие научного знания представляет собой чередование процессов количественного накопления (кумуляции) истинного знания, направляемого некоторой общепринятой в научном сообществе фундаментальной теорией в некоторой области науки или научной дисциплине, и качественных скачков (научных революций), вызванных построением новой фундаментальной теории, приходящей на смену старой и во многом содержательно и логически несовместимой с ней (антикумулятивный процесс).

2. В результате научной революции только часть накопленного ранее в той или иной области науки знания признается истинной и сохраняется в неизменном виде, другая его часть рассматривается как ложная с позиций новой фундаментальной теории и отбрасывается и, наконец, третья часть накопленного ранее знания также сохраняется, но в существенно переработанном и проинтерпретированном с позиций новой теории виде.

3. В целом развитие научного знания обусловлено действием как внутринаучных факторов (новые эмпирические данные, не использованные ранее теоретические ресурсы имеющейся системы знания), так и социокультурных (практические потребности общества, социальный заказ, философские и мировоззренческие идеи и др.). При этом внутринаучные факторы являются основной движущей силой динамики научного знания, как правило, в эволюционные фазы его развития, а также для высокоабстрактной науки и достаточно зрелого состояния науки, способного к самодетерминации, тогда как социокультурные факторы оказывают существенное, а подчас и решающее влияние в периоды становления как науки в целом, так и новых научных дисциплин, научных революций, прикладных научных исследований, имеющих большое практическое и социальное значение.

4. Интернализм, абсолютизирующий роль внутринаучных факторов в развитии научного знания, и экстернализм, абсолютизирующий роль социокультурных факторов в его развитии, - в равной мере неадекватные модели реальной науки и ее истории. Наиболее приемлемой общей теорией развития научного знания представляется концепция единства, взаимосвязи и диалектического взаимодействия внутринаучных и социокультурных факторов как одинаково необходимых детерминант динамики реальных систем научного знания.

5. Наряду с общими закономерностями развития научного знания в каждой области науки действуют и специфические закономерности ее развития, обусловленные особенностями ее содержания, структуры и функций в общей системе науки и научного познания.