Законность при производстве по уголовному делу
Законность является одним из основных демократических принципов правового государства и выступает в качестве универсального правового принципа, заключающегося в точном и неуклонном соблюдении законов всеми участниками общественных отношений. Общеправовой принцип законности закреплен в ст. 15 Конституции РФ.
В уголовном судопроизводстве принцип законности приобретает особое ОГЛАВЛЕНИЕ (ст. 7 УПК).
Законность применительно к уголовному судопроизводству означает требование осуществлять производство по делу в точном соответствии с законом, соблюдать все нормы материального и процессуального права, распространяющееся на всех должностных лиц, ответственных за производство по делу, и всех других участников уголовного судопроизводства.
ОГЛАВЛЕНИЕ принципа законности в уголовном процессе складывается из двух взаимосвязанных положений.
1. Законность основана на юридических нормах и предполагает наличие законодательства, действующего на всей территории РФ, единообразно понимаемого и применяемого. Это означает следующее:
- нормы УПК не должны противоречить положениям Конституции РФ и общепризнанным нормам и принципам международного права, положениям международных договоров РФ;
- уголовно-процессуальный закон должен иметь верховенство над другими правовыми актами (исключая перечисленные выше) и обладать по отношению к ним высшей юридической силой;
- суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель не вправе применять федеральный закон, противоречащий УПК;
- нормы уголовно-процессуального закона должны быть четкими, конкретными и ясными, исключающими их неоднозначное понимание и применение.
2. Требования уголовно-процессуального закона должны быть точно и безусловно реализуемы. В силу этого:
- суд, установив в ходе производства по уголовному делу несоответствие закона или иного нормативного правового акта УПК, принимает решение в соответствии с последним;
- требования УПК обязательны для всех без исключения соответствующих государственных органов и должностных лиц, а также граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ.
Нарушение норм УПК судом, прокурором, следователем, органом дознания или дознавателем в ходе уголовного судопроизводства влечет за собой признание недопустимыми полученных таким путем доказательств. Недопустимость доказательств означает, что они не имеют юридической силы, не могут быть положены в основу обвинения, а также не могут использоваться для доказывания обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу (ст. 73-75 УПК).
Публичность
Принцип публичности уголовного судопроизводства заключается в том, что производство по уголовным делам в Российской Федерации осуществляется государственными органами и должностными лицами, а не является частным делом.
В соответствии с принципом публичности уголовное преследование по абсолютному большинству уголовных дел (дел публичного и частно-публичного обвинения) осуществляется от имени государства уполномоченными на то должностными лицами - прокурором, руководителем следственного органа, следователем, начальником подразделения дознания и дознавателем. Их обязанности заключаются в том, что они в пределах своей компетенции должны принимать все предусмотренные законом меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления.
Согласно принципу публичности суд осуществляет от имени государства правосудие по уголовным делам.
Публичный характер уголовного судопроизводства заключается также в том, что в ряде случаев следователь, а также дознаватель с согласия прокурора уполномочен осуществлять уголовное преследование по уголовным делам частного и частно-публичного обвинения, независимо от волеизъявления потерпевшего. Эти случаи обусловлены определенными условиями, характеризующими состояние потерпевшего: совершение преступления в отношении лица, находящегося в зависимом состоянии или по иным причинам не способного самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами. Данное правило действует также в случае совершения преступления, относящегося к категории дел частного и частно-публичного характера, лицом, данные о котором неизвестны.
В данном случае осуществление уголовного преследования по делам частного и частно-публичного обвинения в публичном порядке не противоречит задачам уголовного судопроизводства, его не следует рассматривать как проявление приоритета государственных интересов над частными в уголовном процессе. Речь идет о защите охраняемых законом интересов потерпевшего, который, находясь в беспомощном состоянии или по иным причинам, не может самостоятельно реализовать свои права. Следователь и дознаватель в данном случае отстаивают от имени государства интересы лица, нуждающегося в дополнительной защите со стороны государства.
В соответствии с принципом публичности государственные органы, ответственные за производство по уголовному делу, наделяются широкими властными полномочиями по возбуждению, расследованию и разрешению уголовных дел. Кроме того, закон устанавливает, что требования, поручения и запросы прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя, предъявленные в пределах их полномочий, а также решения суда обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами.
Только государственные органы и должностные лица в уголовном судопроизводстве могут применять нормы права, процессуально-принудительные меры, принимать решения о направлении движения уголовного дела и т.д.