Заключение

Технологизация деятельности, реализация технологического подхода относятся к наиболее комплексным явлениям в социальной сфере. Без знания теории социальных технологий, принципов технологического подхода к профессиональной деятельности и конкретных методик работы с клиентами невозможны планирование, организация деятельности социального обслуживания и оказание социальных услуг.

Интерес к социальным технологиям, к технологизации социальной деятельности можно считать закономерной составной частью технологической революции, которая развернулась в последней трети XX в. и продолжает преобразовывать мир в XXI в.

В широком смысле социальные технологии понимаются как деятельность по организации, изменению другой деятельности. Для этого разрабатывается комплекс методов процедур, правил, предлагаемых конкретным людям с целью улучшения их труда.

Технологический подход в социальной сфере приводит к преобразованию общества в целом, отдельных его слоев и групп, отношений между людьми. Процессы, происходящие в обществе, подчиняются статистическим закономерностям, причины и следствия связаны в них отношениями вероятности. Индивиды в обществе не просто объекты воздействия закономерностей - они сознательные и наделенные волей субъекты социальных изменений.

Социальные технологии, вероятно, единственный тип технологического процесса, построенный не на отношениях объекта и субъекта, а в значительной степени на субъект-субъектных отношениях. Без содействия участников социального процесса, индивида, семьи, группы, которым оказывается профессиональная помощь, невозможно преобразование тех обстоятельств, которые послужили причиной применения социальных технологий.

Вторым важным свойством технологического подхода являются операционализация процессов и единство процедур. Классификация в соответствии с определенной типологией, произведенная на основе углубленного изучения факта или явления социальной жизни, создает основу технологического подхода. Некоторые из типичных, повторяющихся процедур превращаются в алгоритмы социальной работы: системы последовательных шагов, где каждый последующий вытекает из предыдущего, а вместе они определяют эффективность решения задачи. Некоторые из таких алгоритмов закрепляются в нормативных и законодательных документах. В других случаях специалист, проводящий конкретную работу, может выпустить те или иные этапы социальной технологии, если они не нужны или неэффективны в данных условиях, скомпилировать элементы различных технологий. Третья особенность - высокое субъективное ОГЛАВЛЕНИЕ социальных технологий, значение личностей того, кто воздействует, и того, на кого воздействуют. Для специалистов по социальной работе с этим связан в высшей степени практический характер подготовки, необходимость овладения не только знаниями, но и умениями и навыками взаимодействия с клиентами.

В условиях неизбежно ограниченных социальных ресурсов и значительного числа подлежащих решению комплексных социальных проблем эффективность воздействия может быть достигнута только при помощи последовательного и профессионального применения технологического подхода.

Разработка и реализация современных инновационных технологий повышают требования к личностным качествам, знаниям, умениям и навыкам специалистов отрасли, к их умению регулярно повышать свой профессиональный уровень.

Расширение поля сознания специалистов и сотрудников, увеличение объема их знаний способствует оперативному внедрению в деятельность системы социального обслуживания новых, прогрессивных технологий.