Заключение предварительных соглашений о ценообразовании: за и против
Заключение предварительных соглашений о ценообразовании обладает значительными преимуществами, наиболее значимым из которых, наверное, является то, что у налогоплательщика появляется определенность относительно оценки налоговым органом избранной методики ценообразования по отдельным сделкам либо по всем сделкам, совершаемым в течение определенного периода. Заключение данных соглашений позволяет в дальнейшем избежать длительных и дорогостоящих (как для налогоплательщика, так и для налогового органа) процедур контроля и последующего разрешения споров по вопросам трансфертного ценообразования.
Заключение соглашений по вопросам ценообразования является еще одним шагом на пути формирования отношений между налогоплательщиком и налоговым органом на основе принципов сотрудничества, и именно на стадии планирования сделки обсуждение сложных вопросов ценообразования становится более открытым и эффективным.
Заключение двусторонних и многосторонних договоров позволит значительно сократить риски возникновения экономического или юридического двойного налогообложения, поскольку определение правил ценообразования происходит с участием налоговых органов всех заинтересованных государств.
Вместе с тем применение предварительных соглашений о ценообразовании обладает определенными недостатками. Наименее привлекательными для налогоплательщика являются односторонние соглашения, заключаемые с налоговыми органами только одного государства, поскольку подобные договоры не избавляют налогоплательщика от риска переоценки избранной методологии ценообразования налоговыми органами другого государства. Однако и при заключении двусторонних и многосторонних договоров следует учитывать возможные риски отсутствия единообразия подходов и возможного возникновения противоречий в ситуациях заключения нескольких договоров с налоговыми органами разных государств в отношении ценообразования но разным сделкам с участием разных членов одной и той же транснациональной группы.
Внедрение практики заключения предварительных соглашений о ценообразовании также может стать значительной сложностью для налоговых органов. Не секрет, что выполнение функций налоговых органов по вопросам контроля за трансфертным ценообразованием требует значительных кадровых ресурсов и привлечения высококвалифицированных специалистов, количество которых объективно ограниченно. В то же время внедрение практики заключения рассматриваемых соглашений неизбежно приводит к перераспределению ресурсов налоговых органов и сокращению специалистов, которые могут заниматься иными вопросами администрирования трансфертного ценообразования.
Поскольку механизм заключения предварительных соглашений о ценообразовании является относительно новым в налоговом администрировании, то неизбежны ошибки и возможны злоупотребления со стороны налоговых органов. Так, они могут истребовать при проведении переговоров по поводу заключения соглашения излишне детализированную информацию (как в отношении планируемой сделки, так и относительно состояния развития соответствующей отрасли экономики), предоставление которой в подобном объеме не является необходимым, а в определенных случаях и не представляется возможным для налогоплательщика. Налоговые органы при оценке достаточности предоставленной информации должны учитывать, например, что только головная организация обычно обладает информацией о политике по ценообразованию внутри группы, а также то, что не у всех налогоплательщиков имеется возможность проводить глубокий анализ рынка, с учетом того, что общий доступ к информации о конкурентах и заключаемых ими сделках, как правило, достаточно ограничен.