Заключение

Актуальность педагогики и психологии не подлежит сомнению. Их значение не убывает, а возрастает. Остро ощущается потребность в новых психологических и педагогических смыслах. Они приобретаются не автоматически, а лишь в процессе содержательного концептуального поиска, который приводит к актуальным новациям лишь тогда, когда поднимается на метанаучные высоты. Никогда ранее психология и педагогика не встречались с такими злободневными вызовами, как в наши дни. В мире плюрализма и трансдисциплинарности не обойтись без философских и методологических маяков. Но они светят не всем, а лишь подлинным энтузиастам психологического и педагогического дела. Там, где нет подлинности, философия не нужна. И, наоборот, стать подлинным без философской рефлексии едва ли возможно. Ее отсутствие непременно приводит к ограниченности, которая достойна порицания.

Множество трудов посвящено научным революциям. Их ожидают, им радуются. Неординарная мысль состоит в том, что необходимы не только научные, но и метанаучные революции. На наш взгляд, об этом свидетельствует ОГЛАВЛЕНИЕ данной книги. Едва ли можно считать удовлетворительным положение дел, когда философия психологии и педагогики десятилетиями пребывает в состоянии полузабытья. Назрели решающие изменения и связаны они в первую очередь с концептуальным постижением плюрализма. И, конечно же, всемерного внимания заслуживает концептуальное устройство соответственно психологической и педагогической теории.

Отечественным психологам и педагогам предстоит наконец-то определиться со своей философской принадлежностью. Безвременье, наступившее после отказа от марксистско-ленинской философии, явно затянулось. На наш взгляд, отечественным исследователям следует смело ориентироваться на синтез достижений аналитической, герменевтической и постструктуралистской философии.

Вместе с метанаучной назрела и дидактическая революция. С одной стороны, она касается преподавания педагогики и психологии. Именно философия психологии и педагогики является ключом к преподаванию психологии и педагогики как базовых наук. С другой стороны, преподавание любой дисциплины предполагает соответствующую философскую, в том числе методологическую, подготовку, дефицит которой ощущается повсеместно.

Нам остается выразить надежду, что ОГЛАВЛЕНИЕ книги в той или иной степени будет способствовать возрастанию интереса читателя к философии психологии и педагогики, что этот интерес реализуется на практике.