Заключение

Современный менеджмент только тогда может быть действительно успешным, когда он находится в постоянном и непрерывном развитии, ориентирован на изменения, обеспечивающие жизнестойкость организации и накопление ею потенциала инноваций.

Но это возможно только при организации исследования систем управления, которое предполагает поиск наиболее эффективных вариантов построения системы управления и организации ее функционирования, исключение в ней противоречий и установление причин недостатков, а также определение путей дальнейшего развития. Исследования позволяют найти методы, которые позволят организовать управление в соответствии с изменяющимися условиями и факторами экономики.

Исследование в современном менеджменте становится одной из основных функций управления, которая должна быть направлена не только на объект управления, но и на само управление. В противном случае управление может стать тормозом для инноваций, хотя по своему статусу должно быть источником идей для развития фирмы и мотивационной основой его осуществления.

Исследование управления только тогда может быть успешным и давать практический эффект, когда оно проводится профессионально как в методологическом, так и организационном отношении.

Современный менеджер должен не только понимать важность и роль исследования в достижении успеха управленческой деятельности, но и владеть определенными навыками его организации и проведения.

Всякое исследование характеризуется объектом и предметом исследования, методологией и в организацией его проведения, результатами и возможностями их практической реализации.

При исследовании систем управления в качестве объекта исследования выступает социально-экономическая система (предприятие, фирма, корпорация, ассоциация и пр.). Ее основополагающим элементом является человек, деятельность которого определяет и существование, и развитие этой системы и в значительной степени зависит от того, как организовано управление этой деятельностью, в какой мере управление соответствует интересам и мотивам поведения человека, с какими целями и с учетом каких факторов оно осуществляется.

Менеджеру необходимо видеть и оценивать изменение системы ценностей, интересов и мотивов, установок и условий деятельности человека как в объекте управления, так и в самой системе управления. Опираясь лишь на опыт и личные качества, менеджер может это сделать лишь в сравнительно небольших масштабах и при исключительной стабильности функционирования фирмы. Но в современных условиях повышенной динамичности экономического развития, конкуренции и усложнения социально-психологических основ деятельности человека оценивать необходимость изменений и осуществлять их можно лишь на исследовательской основе.

Методология проведения исследований социально-экономических систем, их организация и использование результатов имеют свои особенности, которые надо понимать и учитывать в практике управления.

Методология исследования предполагает уяснение его целей, подходов и выбор конкретных методов. От этого зависит эффективность и практическая значимость исследования.

Цели исследования могут быть тактическими и стратегическими, общими и локальными. Цели определяют подходы, ориентиры (или ограничения) и методы исследования. Их разнообразие и выбор влияет на практическую эффективность проведения исследования.

Организация исследования предполагает определение того, кто, как, в каких условиях будет проводить исследование, что обеспечивает слаженность и согласованность исследовательской деятельности.

Результат исследования системы управления представляет собой практические рекомендации по изменению тех или иных сторон ее функционирования, повышению качества управленческой деятельности менеджера и всего персонала управления. Эти рекомендации могут быть социально-психологического, экономического, организационного содержания, они могут лежать в области информационного обеспечения управления, мотивации управления, изменения условий деятельности, учета дополнительных факторов развития фирмы, качества деятельности, оценки тенденций развития, конкурентоспособности и пр.

Лучшим результатом исследования является разработка программы совершенствования, модернизации или реконструкции системы управления в полном комплексе ее характеристик и параметров.

Исследование систем управления может быть построено на изучении документов, систематизированном наблюдении, хронометрировании. Но наиболее эффективными методами сегодня являются тестирование и экспертные оценки, социометрический анализ, параметрическое моделирование и имитационный эксперимент. Современный менеджер обязан знать эти методы исследования, потому что они позволяют более глубоко вскрыть проблемы развития управления и показать их истинное ОГЛАВЛЕНИЕ.

Важной проблемой исследования управления является расчет и выделение необходимых для его проведения ресурсов, поскольку без необходимых ресурсов – человеческих, информационных, финансово-экономических, технических – провести современное исследование невозможно.

Порядок использования ресурсов – распределение, функции, ответственность и полномочия того, кто распоряжается ресурсами, – составляет основу организации исследования. Здесь важную роль играет выбор типа организации исследования, который определяется многими факторами, в том числе целью исследования, степенью профессионализма персонала, конкретными условиями осуществления исследовательских работ (помещение, временные ограничения, структура ресурсов, отношение персонала к исследованию и пр.).

Исследование систем управления проводится в целях выбора удачной стратегии управления и обеспечения жизнестойкости и экономического положения фирмы. Но чтобы исследование не проводилось ради самого исследования, а имело значительный эффект, необходимо рассчитывать и оценивать сто качество и эффективность.

Качество характеризует совокупность. Главными характеристиками исследования являются результат и эффективность.

Результат исследования – это возможность, опираясь на его рекомендации или программу, повысить эффективность управления и обеспечить устойчивое и перспективное развитие фирмы. Но качество исследования характеризует не только результат, но и процессуальные характеристики – использование ресурсов, социально-психологическая атмосфера, опора на компьютерные технологии обработки информации, связь с текущей деятельностью персонала, тип организации.

Сопоставление и соразмерность общей величины использованных в процессе исследования ресурсов и полученного результата характеризуют эффективность исследования. Не всегда возможно корректно и определенно оценить эффективность исследования. Все зависит от характера проблемы, типа исследования, цели. Но существуют разные методы оценки, варьирование которых расширяет такие возможности.

При дальнейшем развитии менеджмента, по-видимому, будет возрастать объем работ по исследованию систем управления и повышаться роль этой функции в практике управления. Многие специалисты считают, что объем работ по исследованию в общей структуре деятельности менеджера уже сейчас должен составлять не менее 25–30%.

Инновационный и исследовательский потенциал современного менеджера определяется не только его установками на исследование, по и характером образования, структурой знаний, навыками творческой деятельности, типом профессионального мышления.

Способность к исследовательской деятельности характеризует также такую важную черту менеджера, как искусство управления, которое немыслимо без исследования, творчества, стремления к глубокому осмыслению всех проблем, решаемых посредством разработки управленческих решений.

Исследовательский подход должен быть присущ не только менеджеру, но и всему персоналу управления. В конечном итоге исследовательский потенциал – это качественные характеристики не только менеджера, но и всего персонала управления. Отсюда следует социально-психологическая и организационная установка управления, определяющая стиль управления и образ (имидж) менеджера. Осознание этого является важным элементом формирования профессионального сознания менеджера.