Заключение

Базельский комитет не имеет намерения менять требования к уровню капитала в банковской системе в целом; он определяет новый режим уровня достаточности капитала, чтобы гарантировать, что общие уровни капитала останутся неизменными. Однако будет происходить перераспределение капитала среди конкретных банков в соответствии с профилем риска и видом деятельности конкретного банка.

Базельский комитет исследовал потенциальное влияние соглашения Базель II с помощью нескольких экспериментальных исследований (quantitative impact studies, QIS), которые выполнялись до и после окончания внедрения новых правил. В целом результаты данных исследований предполагают, что новые правила имеют такое влияние, которое соответствует исходным целям, поставленным Базельским комитетом. QIS3 показывает, что для крупных банков, работающих в международном формате, есть стимул использовать усовершенствованный IRB-подход. В среднем они получат снижение общего капитала, даже если будет включены новые начисления для операционного риска по сравнению с текущей ситуацией.

Для более мелких банков, работающих на внутреннем рынке, требования к уровню капитала в соответствии с IRB-подходом могут быть значительно снижены благодаря, в частности, благоприятной трактовке уровня капитала при риске розничных инвесторов (для которых начисление на капитал будет, вероятно, сокращено в среднем на 45–50 %). Риск розничных инвесторов, например дебиторская задолженность по кредитным картам, не требует такого же уровня капитала, как и для корпоративного риска, потому что они являются частью крупных, устойчивых, диверсифицированных портфелей, состоящих из множества мелких операций. Отсюда следует, что распределение потерь для риска розничных инвесторов имеет невысокую дисперсию относительно ожидаемых потерь и, следовательно, деятельность требует относительно небольшого капитала для покрытия непредвиденных потерь.

Кроме того, мелкие и средние предприятия (small and medium-size enterprises, SME), которые в соответствии с Базель II относятся к рискам розничного инвестора, извлекают пользу из корректировки размера, которая может привести к снижению требуемого капитала до 20 % по сравнению с аналогичными рисками крупных корпораций при той же вероятности дефолта. Такой благоприятный режим был ответом на опасения относительно высказываний влиятельных исследователей, что новый режим регулятивного капитала снизил бы предложение кредита для SME и повысил бы его стоимость. Мелкие и средние предприятия являются важной частью экономики. Следовательно, неблагоприятный режим Базель II повлиял бы негативно на экономический рост, инновации и занятость.