XΥΖ-анализ
XΎΖ-анализ предназначен для учета неопределенности спроса на продукцию и неопределенности поставок и производства. В основе анализа лежит коэффициент вариации – отношение среднеквадратичного отклонения к математическому ожиданию случайной величины:
где V – коэффициент вариации; у – среднеквадратичное отклонение или стандартное отклонение; – i-е значение статистического ряда; – среднее арифметическое показателя; п – количество значений в статистическом ряде. В зависимости от величины вариации определяются категории товаров (табл. 6.2).
В качестве случайной величины в зависимости от задачи могут выступать потребление сырья в производстве, поставки или продажи.
Таблица 6.2
Коэффициенты XYZ-анализа
Группа |
Количество, % |
Коэффициент вариации, % |
X |
Не менее 50 |
|
Υ |
От 30 |
|
Z |
Менее 20 |
Пример
Код товара |
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
Май |
Июнь |
Стандартное отклонение (у) |
Средние продажи за месяц (X) |
ΧΥΖ |
|
Товар 1 |
102 |
115 |
99 |
90 |
108 |
101 |
7,7 |
103 |
7,5 |
X |
Товар 2 |
91 |
121 |
67 |
0 |
93 |
75 |
37,4 |
89 |
50,2 |
Ζ |
Товар 3 |
98 |
117 |
136 |
71 |
90 |
99 |
20,5 |
102 |
20,1 |
Υ |
Товар 4 |
96 |
84 |
82 |
62 |
107 |
125 |
20.0 |
93 |
21,5 |
Υ |
Товар 5 |
99 |
140 |
89 |
80 |
110 |
86 |
20,1 |
101 |
19,9 |
Υ |
Товар 6 |
77 |
114 |
62 |
119 |
91 |
100 |
19.9 |
94 |
21,2 |
Υ |
Товар 7 |
143 |
84 |
123 |
134 |
108 |
71 |
25,9 |
111 |
23,5 |
Υ |
Товар 8 |
4 |
4 |
30 |
17 |
1 |
22 |
10,7 |
13 |
82,6 |
Ζ |
Товар 9 |
84 |
123 |
98 |
147 |
97 |
63 |
26,9 |
102 |
26,4 |
Ζ |
Товар 10 |
121 |
85 |
105 |
69 |
84 |
62 |
20,2 |
88 |
23,0 |
Υ |
Товар 11 |
98 |
137 |
63 |
114 |
103 |
141 |
26,2 |
109 |
23,9 |
Υ |
Товар 12 |
20 |
10 |
9 |
14 |
12 |
23 |
5,2 |
15 |
35,1 |
Ζ |
Товар 13 |
30 |
9 |
16 |
12 |
12 |
27 |
8,0 |
18 |
45,1 |
Ζ |
Товар 14 |
27 |
29 |
20 |
13 |
17 |
24 |
5,6 |
22 |
25,8 |
Ζ |
Товар 15 |
4 |
18 |
7 |
29 |
18 |
15 |
8,2 |
15 |
53,8 |
Ζ |
Товар 16 |
1 |
2 |
24 |
12 |
2 |
15 |
8,5 |
9 |
90,8 |
Ζ |
Товар 17 |
18 |
7 |
24 |
14 |
0 |
25 |
8,9 |
15 |
60,9 |
Ζ |
Товар 18 |
11 |
8 |
9 |
11 |
23 |
13 |
5,0 |
13 |
39,7 |
Ζ |
Товар 19 |
20 |
9 |
1 |
8 |
5 |
9 |
5,8 |
9 |
66,8 |
Ζ |
Раисе рассматривалась возможность одновременного применения АВС-анализа по нескольким показателям, также можно одновременно применять АВС-анализ и ΛΎΖ-анализ (рис. 6.6).
Рис. 6.6. Матрица совмещенных ЧВС-анализа и ΧΓΖ-анализа [21]
Совмещение двух видов анализа дает возможность по-разному управлять различными группами.
1. Товары групп AХ и ВХ отличают высокий товарооборот и стабильность. Необходимо обеспечить постоянное наличие товара, но для этого не нужно создавать избыточный страховой запас. Расход товаров этих групп стабилен и хорошо прогнозируется.
2. Товары групп AY и BY при высоком товарообороте имеют недостаточную стабильность расхода, и как следствие, для того чтобы обеспечить их постоянное наличие, нужно увеличить страховой запас.
3. Товары групп AZ и BZ при высоком товарообороте отличаются низкой прогнозируемостью расхода. Попытка обеспечить гарантированное наличие по всем товарам данных групп только за счет избыточного страхового товарного запаса приведет к тому, что средний товарный запас компании значительно увеличится. Поэтому по товарам данных групп следует пересмотреть систему заказов:
• перевести часть товаров на систему заказов с постоянной суммой (объемом) заказа;
• обеспечить по части товаров более частые поставки;
• выбрать поставщиков, расположенных близко к складу, тем самым снизив сумму страхового товарного запаса;
• повысить периодичность контроля;
• поручить работу с данной группой товаров самому опытному менеджеру компании.
4. По товарам группы СХ можно использовать систему заказов с постоянной периодичностью и снизить страховой товарный запас.
5. По товарам группы CY можно перейти на систему с постоянной суммой (объемом) заказа, но при этом формировать страховой запас, исходя из имеющихся у компании финансовых возможностей.
6. В группу товаров CZ попадают все новые товары, товары спонтанного спроса, поставляемые под заказ и т.п. Часть этих
товаров можно безболезненно выводить из ассортимента, а другую часть нужно регулярно контролировать, так как именно из товаров этой группы возникают неликвидные или труднореализуемые товарные запасы, от которых компания несет потери. Выводить из ассортимента необходимо остатки товаров, взятых под заказ или уже не выпускающихся, т.е. товаров, обычно относящихся к категории стоков.