Взаимоотношения Банка России с органами государственной власти
Несмотря на то что согласно ст. 1 Закона о Банке России данный Банк осуществляет свою деятельность независимо от органов государственной власти, тем не менее Конституция РФ и Закон о Банке России предусматривают тесное взаимодействие Банка России с органами федеральной государственной власти.
В частности, в соответствии со ст. 83 Конституции РФ Президент РФ представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Банка России и ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Банка России). Согласно ст. 103 Конституции РФ к ведению Государственной Думы относится назначение на должность и освобождение от должности Председателя Банка России.
Более детально порядок взаимодействия Банка России с федеральными органами государственной власти отражен в Законе о Банке России.
Взаимодействие Банка России с Государственной Думой
Банк России согласно ст. 5 Закона о Банке России подотчетен Государственной Думе. Подотчетность выражается в том, что помимо назначения на должность и освобождения от должности Председателя Банка России, Государственная Дума рассматривает и утверждает основные направлений единой государственной денежно-кредитной политики, а также ежегодные годовые отчеты Банка России.
Согласно ст. 45 Закона о Банке России проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год, рассмотренный Президентом РФ и Правительством РФ, Банк России представляет в Государственную Думу ежегодно не позднее срока внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Не позднее 1 декабря ежегодно Банк России вносит основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год на окончательное утверждение Государственной Думы.
Основные направления единой государственной денежно- кредитной политики на предстоящий год включают следующие положения:
– концептуальные принципы, лежащие в основе денежно- кредитной политики, проводимой Банком России;
– краткую характеристику состояния экономики РФ;
– прогноз ожидаемого выполнения основных параметров денежно-кредитной политики в текущем году;
– количественный анализ причин отклонения от целей денежно-кредитной политики, заявленных Банком России на текущий год, оценку перспектив достижения указанных целей и обоснование их возможной корректировки;
– сценарный (состоящий не менее чем из двух вариантов) прогноз развития экономики РФ на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, предусматриваемых каждым сценарием;
– прогноз основных показателей платежного баланса РФ на предстоящий год;
– целевые ориентиры, характеризующие основные цели денежно-кредитной политики, заявляемые Банком России на предстоящий год, включая интервальные показатели инфляции, денежной базы, денежной массы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов;
– основные показатели денежной программы на предстоящий год;
– варианты применения инструментов и методов денежно- кредитной политики, обеспечивающих достижение целевых ориентиров при различных сценариях экономической конъюнктуры;
– план мероприятий Банка России на предстоящий год по совершенствованию банковской системы РФ, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы.
Государственная Дума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и принимает соответствующее решение в отношении указанных направлений не позднее принятия Государственной Думой федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год.
Банк России в течение года обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, утвержденных Государственной Думой на финансовый год, после чего согласно ст. 25 Закона о Банке России не позднее 15 мая года, следующего за отчетным, представляет в Государственную Думу годовой отчет Банка России.
Годовой отчет Банка России включает в себя:
– отчет о деятельности Банка России, в том числе перечень мероприятий по реализации единой государственной денежно- кредитной политики, проведенных Банком России, и анализ выполнения основных параметров единой государственной денежно-кредитной политики;
– анализ состояния экономики РФ, в том числе анализ денежного обращения и кредита, банковской системы РФ, валютного положения и платежного баланса РФ;
– заключение Счетной палаты РФ по результатам проверки счетов и операций Банка России;
– аудиторское заключение по годовой финансовой отчетности Банка России;
– годовую финансовую отчетность Банка России, которая включает в себя:
годовой баланс, счет прибылей и убытков, в том числе отчет о полученной прибыли и ее распределении;
отчет о формировании и об использовании резервов и фондов Банка России;
отчет об управлении Банком России ценными бумагами и долями участия в капиталах организаций, входящими в состав имущества Банка России;
отчет о расходах на ОГЛАВЛЕНИЕ служащих Банка России;
отчет об исполнении сметы капитальных вложений;
отчет об объеме сделок, совершенных Банком России с ценными бумагами на организованных торгах.
Государственная Дума направляет годовой отчет Банка России Президенту РФ, а также на заключение в Правительство РФ, после чего рассматривает годовой отчет Банка
России до 1 июля года, следующего за отчетным, и принимает в отношении него решение.
Утвержденный Государственной Думой годовой отчет Банка России согласно ст. 25 Закона о Банке России публикуется не позднее 15 июля года, следующего за отчетным.
Помимо вышеуказанных полномочий Государственная Дума осуществляет в отношении Банка России и другие полномочия, перечисленные в ст. 5 Закона о Банке России:
– назначает на должность и освобождает от должности членов Совета директоров Банка России по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом РФ;
– направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете в рамках своей квоты;
– принимает на основании предложения Национального банковского совета решение о проверке Счетной палатой РФ финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений;
– проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей;
– заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России (при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики).
Кроме того, в соответствии со ст. 18 Закона о Банке России Государственная Дума рассматривает вопросы об изменении величины уставного капитала Банка России.
Статья 33 указанного Закона обязывает Банк России предварительно информировать Государственную Думу об утверждении Банком России номиналов и образцов новых денежных знаков, о выпуске банкнот и монеты Банка России нового образца, об изъятии из обращения банкнот и монеты Банка России старого образца.
Председатель Банка России или его заместители согласно ст. 21 вышеназванного Закона могут принимать участие в заседаниях Государственной Думы при рассмотрении законопроектов, касающихся вопросов экономической, финансовой, кредитной и банковской политики.