Взаимодействие логистики с производством, маркетингом и финансированием

Логистическая система, используемая фирмой для выработки стратегии в таких видах деятельности, как планирование и производство, взаимодействует с функциональными областями: производство и технология, маркетинг, а также финансирование и администрирование (табл. 1.8).

Таблица 1.8

Взаимодействие логистики в планировании и производственной деятельности с функциональными областями фирмы

Функциональные области деятельности фирмы

Производство и технология планирования

Маркетинг

Финансирование и администрирование

Планирование

• Размещение фирм

• Планирование складской сети

• Система складской обработки грузов

• Упаковка

• Планирование производства

• Выбор оборудования

• Выбор транспортной модели

• Выбор каналов распределения

• Номенклатурное планирование

• Размещение заводов и складов

• Цели обслуживания потребителей

• Разработка информационной системы

• Бюджет разработки

• Система контроля над запасами

Производственная деятельность

• Производственное календарное планирование

• Диспетчеризация

• Производственный контроль

• Контроль запасов в процессе производства

• Внутренний транспорт

• Управление запасами готовой продукции

• Прогноз продаж

• Обработка заказа

• Услуги потребителю

• Складские операции

• Размещение запасов

• Внешний транспорт

• Кредит

• Обработка заказа

• Ввод заказа

• Стоимостной анализ

• Потребление

• Контроль деятельности логистики

В планировании логистика оказывает влияние на производство и технологию за счет выбора места размещения фирмы, планирования складской сети, складской обработки грузов, выбора оборудования, транспортной модели; в области маркетинга логистика определяет каналы распределения, цели обслуживания потребителей; финансирование и администрирование связаны с разработкой информационной системы, контроля над запасами и бюджетом.

Производственная деятельность логистики связана с составлением производственного календарного планирования, прогнозом продаж, обработкой заказа, диспетчеризацией, контролем за деятельностью, управлением запасами готовой продукции, внешним и внутренним транспортом и другими функциями.

Процесс производства взаимодействует с системой логистики по двум направлениям. Во-первых, производство должно регулярно пополнять запасы готовой продукции в системе распределения и, что особенно важно, удовлетворять спонтанные потребности, независимо от того, является ли продукция стандартной, модифицированной или специальной. Во-вторых, производство зависит от системы материального обеспечения в части сырья, материалов, комплектующих частей в определенном количестве и определенного качества.

Управление производственным процессом направлено в первую очередь на снижение издержек производства и, как правило, ориентировано на ритмичную работу с минимально возможным временем производственного цикла и срока выполнения заказа.

Эти процессы определенным образом ассистируются материальным обеспечением, задачей которого является полное удовлетворение потребностей производства. Взаимосвязь этих двух процессов становится необходимой при выполнении срочного заказа или освоении нового вида продукции. Тогда мобильность, гибкость системы обеспечения процесса производства определяют успех дела.

Производственный процесс не может протекать успешно в условиях рыночной изоляции, поэтому управляющий процессом производства должен не только воздействовать на организацию данного процесса, но и принимать решения по управлению производством с учетом состояния системы физического распределения, которая является связующим звеном между маркетингом и производством. От ее состояния зависит, насколько успешно фирма будет поддерживать баланс между производством и реализацией.

Нестабильное, нескоординированное размещение заказов, опосредованных системой распределения, вызывает нежелательные издержки в процессе производства. Поэтому некоторые компании берут за правило поддержание уровня складских запасов готовой продукции в соответствии с уровнем реализации, например, 30–45-дневный запас. Это, конечно, дорого, особенно для тех предприятий, продажа продукции которых имеет краткосрочные колебания.

Система логистики также может дать дополнительную нагрузку на производство, если фирма имеет нецентрализованное складское хозяйство. Это может привести к возрастанию общего объема заказа, аккумулируемого на каждом складе.

Особое влияние на систему логистики оказывают требования и тактика маркетинга. Требования маркетинга определяют сервисные границы, в рамках которых система логистики действует. Тактика маркетинга непосредственно влияет на затратные показатели логистики.

Маркетинг определяет предметно-ассортиментную специализацию производства, которая в свою очередь существенно влияет на систему логистики. Чем больше ассортимент выпускаемой продукции, тем сложнее проблемы логистики во всех сферах производства, обработки заказов, контроля запасов, транспорта. Ассортимент может разрабатываться с учетом проблем распределения продукции или без их учета. Например, модификация базовой модели продукции может происходить при сокращении общего технологического цикла за счет применения дополнительных аксессуаров. Такой подход снижает ассортимент сырья, материалов и комплектующих изделий, необходимых для производства. Однако часто бывает, что продукция разрабатывается только с учетом требований маркетинга. Это в большинстве случаев приводит к модификации продукции на технологической стадии без учета эффекта от влияния данного шага на стоимость физического распределения.

Внедрение производства нового вида продукции обычно приводит к появлению непредсказуемых издержек физического распределения. Возникает потребность в совершенно новых ресурсах. Для системы обеспечения предприятия один и тот же продукт, но в другой упаковке, является фактически новой ассортиментной единицей, Правда, не всегда изменение ассортимента приводит к росту издержек. Иногда удается улучшить использование производственных мощностей, а также организацию труда и тем самым получить экономию ресурсов.

Расширение ассортимента усложняет задачи, поставленные перед производством, в областях планирования управления запасами, снижения издержек. В этой связи интересно сравнить ассортиментную политику американских и японских компаний. Японские производители выпускают ограниченное число моделей. Некоторые комплектующие изделия, например кондиционеры, стандартны и устанавливаются непосредственно перед реализацией самими дилерами, а не производителями. Американские производители обеспечивают потребителей широким выбором моделей, которые могут быть выполнены по спецификации заказчика. Такая ассортиментная политика приводит к росту издержек по поддержанию высокого уровня запасов, повышает сложность внутрифирменного планирования, организации и контроля за качеством.

Маркетинг определяет также четкие границы физического распределения со стороны требований сервисного обслуживания. Качество обслуживания системой физического распределения определяется скоростью и надежностью сроков поставки, а также способностью системы к немедленному удовлетворению спроса.

Способность системы удовлетворять спрос и скорость удовлетворения спроса взаимосвязаны: немедленная реализация спроса означает быструю доставку. Качественное обслуживание достигается посредством уменьшения времени транспортирования и передачи заказа потребителю в нужном количестве и в нужное время. Эти моменты способствуют повышению издержек фирм и предприятий.

Система логистики влияет и на маркетинговую тактику продаж. Если, например, фирма выбирает тактику специального предложения, т.е. спонтанные разовые продажи, то система физического распределения (транспорт, склады, оформление заказа) должна быть подготовлена к подобного рода пикам реализации. Эти же проблемы учитываются при составлении рыночного прогноза, который в свою очередь является основой развития всей сети распределения и выбора канала распределения, в том числе финансирования и инвестиций в этой сфере.

Стоимостной анализ логистики часто предпринимается для поиска путей снижения издержек в более или менее определенном рыночном пространстве, но изменения, происходящие в системе под воздействием этого анализа, имеют важное значение для маркетинга. Например, стремление снизить издержки за счет сокращения числа складов, снижения уровня запасов, изменения вида транспорта (для доставки продукции) может повлиять на качество обслуживания потребителей и фирм.

Детализированный и качественный анализ системы логистики позволяет управляющим маркетингом более четко определить цели и задачи распределения. В этом плане системный анализ логистики является инструментом маркетинга, позволяющим определять и поддерживать стандарты обслуживания. Но в то же время проблемы и издержки физического распределения сдерживают свободу рыночных действий.

Нельзя упускать из внимания влияние логистики на вспомогательные функции, такие как упаковка, дизайн и т.д. Если раньше дизайн продукции был ориентирован на существующую технологию производства, а позднее – на потребности маркетинга (расширение продаж, удовлетворение эстетических и других требований клиента), то в настоящее время дизайн призван конструировать продукцию таким образом, чтобы ее было легко упаковывать, складировать и отгружать, или чтобы ее легко можно было модифицировать в соответствии с требованиями потребителей.

Выбор метода ценообразования тоже во многом определяет эффективность системы логистики. Точно определенные цены на услуги логистики являются орудием расширения рыночного влияния. Правильно определенные и заложенные в калькуляцию цен торговые скидки помогают упрочить на рынке положение компании производителя.