Взаимодействие Банка России с Президентом РФ
Взаимодействие Банка России с Президентом РФ осуществляется в двух формах.
Первая реализуется через осуществление Президентом РФ своих полномочий по формированию органов управления Банка России. Президент РФ:
– представляет в Государственную Думу для назначения на должность кандидатуру Председателя Банка России и вносит в Государственную Думу представление об освобождении от должности Председателя Банка России (ст. 14 Закона о Банке России);
– согласовывает представленные Председателем Банка России кандидатуры членов Совета директоров Банка России (ст. 15 Закона о Банке России).
– направляет и отзывает представителей Президента РФ в Национальном банковском совете в рамках установленной законом квоты (ст. 12 Закона о Банке России).
Вторая форма взаимодействия носит скорее информационный характер. В частности, Президент России:
– предварительно рассматривает подготавливаемый Банком России проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, вносимый Банком России на рассмотрение в Государственную Думу (ст. 45 Закона о Банке России);
– рассматривает годовой отчет Банка России (ст. 25 Закона о Банке России).
При этом Закон о Банке России не предусматривает какие-либо иные меры влияния, принимаемые Президентом РФ в отношении планов и отчетности, представляемых Банком России (согласование, утверждение, принятия и т.п.). Таким образом, уровень влияния Президента РФ на Банк России ограничивается его непосредственным участием в формировании органов управления Банка России.
Взаимодействие Банка России с Правительством РФ
Банк России в соответствии со ст. 4 Закона о Банке России во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику. Указанное взаимодействие можно разделить на следующие виды:
1) взаимодействие в области государственной экономической политики, которое осуществляется в следующих формах:
– участие Банка России в разработке экономической политики Правительства РФ (ст. 21 Закона о Банке России);
– разработка Банком России во взаимодействии с Правительством РФ вносимого Банком России на утверждение в Государственную Думу проекта основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики (ст. 18 Закона о Банке России);
– предварительное рассмотрение Правительством РФ проекта основных направлений единой государственной денежно- кредитной политики, разработанного и вносимого Банком России на рассмотрение в Государственную Думу (ст. 45 Закона о Банке России);
– представление Правительством РФ Государственной Думе своего заключения по отчету Банка России, представляемому в Государственную Думу (ст. 25 Закона о Банке России);
2) взаимодействие в виде взаимных консультаций и информирования, которое осуществляется в следующих формах:
– взаимное информирование Банка России и Правительства РФ о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координация своей политики, проведение регулярных взаимных консультаций;
– предварительные взаимные консультации Минфина России от имени Правительства РФ и Банка России по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг РФ и погашения государственного долга РФ учетом их воздействия на состояние банковской системы РФ и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики (ст. 21 Закона о Банке России);
– обязательное предварительное консультирование Банка России с Правительством РФ при установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и лимитов на проведение кредитными организациями отдельных банковских операций (ст. 43 Закона о Банке России);
– обязательное предварительное информирование Банком России Правительства РФ об утверждении им номиналов и образцов новых денежных знаков, о выпуске банкнот и монеты Банка России нового образца, об изъятии из обращения банкнот и монеты Банка России старого образца (ст. 33 Закона о Банке).
3) взаимное участие в работе Банка России и Правительства, которое реализуется в следующих формах:
– направление и отзыв Правительством РФ своих представителей в Национальном банковском совете в рамках установленной законом квоты (ст. 12 Закона о Банке России);
– участие министра финансов РФ и министра экономического развития РФ или их представителей в заседаниях Совета директоров Банка России с правом совещательного голоса;
– участие Председателя Банка России или его заместителя в заседаниях Правительства РФ (ст. 21 Закона о Банке России);
4) обслуживание Банком России финансовых операций Правительства РФ, которое осуществляется в следующих формах:
– хранение Банком России на своих счетах средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов, если иное не установлено федеральными законами;
– осуществление Банком России операций с вышеуказанными средствами, находящимися на счетах в Банке России, а также операций с золотовалютными резервами (ст. 22 Закона о Банке России);
– осуществление Банком России операций по обслуживанию государственного долга РФ в соответствии со ст. 119 БК РФ.
– осуществление Банком России банковских операций и сделок, предусмотренных Законом о банках, с Правительством РФ (ст. 46) в лице Минфина России для достижения целей, необходимых для выполнения функций Банка России (ст. 4 Закона о Банке России); указанные операции Банк России может осуществлять как по своей инициативе, так и по поручению Правительства РФ без взимания комиссионного вознаграждения. При совершении операций и сделок с Правительством РФ Банк России согласно ст. 22 Закона о Банке России не вправе предоставлять кредиты Правительству РФ для финансирования дефицита федерального бюджета, дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете;
5) взаимодействие по вопросам участия Банка России в управлении кредитными организациями банковской системы России, которое осуществляется в следующих формах:
– согласование Банком России с Правительством РФ уменьшения или своего участия в уставном капитале Сбербанка (ст. 8 Закона о Банке России);
– согласование Банком России с Правительством РФ порядка назначения и деятельности уполномоченных представителей Банка России в кредитных организациях, в которых размещены средства государственного бюджета.