Выводы

1. Современная наука как система знания представляет собой огромную по объему, существенно гетерогенную по составу и качественному разнообразию элементов и единиц знания, нередко диаметрально противоположных по своим свойствам: эмпирическое и теоретическое знание, атрибутивное и ценностное, описательное и нормативное, дискурсное и интуитивное, явное и неявное и т.д. Это структурное разнообразие научного знания обусловлено как объективным разнообразием действительности, так и сложной структурой сознания и познания механизмов их функционирования.

2. Единство системы научного знания обеспечивается, с одной стороны, требованием соответствия любой единицы научного знания стандартам научности: объектности, определенности, доказанности, проверяемости, рефлексивности, методологичности, полезности, открытости к критике и изменениям, а с другой - сетью логических взаимосвязей между различными элементами системы научного знания.

3. Наиболее крупные структурные единицы системы научного знания - области и уровни научного знания. Тремя основными уровнями любой области научного знания являются эмпирический, теоретический и метатеоретический.

4. Различные уровни научного знания качественно отличны по своему содержанию (имеют собственную онтологию), и поэтому между ними отсутствует отношение логической выводимости одного уровня из другого. Каждый уровень научного знания относительно независим от других в своем функционировании и развитии. Основными формами связи различных уровней научного знания являются интерпретация и идентификация терминов одного уровня научного знания в терминах другого.

5. Основные структурные элементы эмпирического уровня знания - протокольные предложения, факты, эмпирические законы и феноменологические теории. Все эти элементы связаны между собой отношениями логической выводимости одного из другого.

6. Основными структурными элементами теоретического уровня научного знания являются: идеальные объекты, аксиомы, теретические законы и принципы, логические правила систематизации различных элементов теоретического знания (определения, методы разворачивания содержания теории, конструирование производных объектов и понятий теории из ее исходных и базовых объектов и понятий и т.д.).

7. Эмпирическое и теоретическое знание непосредственно логически не выводимы одно из другого, поэтому ни одно из них не может выступать в качестве критерия истинности для другого. Связь между ними имеет конструктивный характер и обеспечивается такими двумя процедурами, как эмпирическая интерпретация теории и теоретическая интерпретация эмпирии. Эмпирический опыт не способен ни подтвердить, ни опровергнуть никакую научную теорию саму по себе, а только некоторую теорию вместе с определенной ее эмпирической интерпретацией.

8. Важную и необходимую роль в структуре научного знания выполняет метатеоретическое знание. В его состав входит общенаучное и философское знание. Метатеоретическое знание выполняет две главные функции в науке: обоснование научных теорий и обеспечение взаимосвязи теоретического научного знания с другими когнитивными системами культуры (обыденное знание, философия, искусство, религия, здравый смысл и т.д.).

9. Наряду с общими закономерностями строения научного знания существуют также специфические, связанные с особенностями содержания, методов и функций различных областей научного знания. В частности, структуры математического, физического, технического и гуманитарного научного знания существенно отличаются между собой. Специфика структуры различных областей научного знания оказывает существенное влияние на характер закономерностей функционирования и развития этих областей знания.