Выводы

Понятие гипертекста и гипертекстовых технологий выдвинулось в последнее время в информатике на первый план, так как формат представления информации, который лежит в основе всех информационных материалов в Интернете и во многом определяет их базовые свойства, является форматом гипертекстовых структур. Многие ученые согласны с тем, что развитие гипертекстовых технологий вызовет последствия, сравнимые с изобретением книгопечатания, поскольку гипертекст и гипермедиа предоставляют новый, более совершенный способ управления сложными составными информационными объектами, который позволяет повысить эффективность работы с информацией любого рода в самых разных сферах ее функционирования – в образовании и обучении, управлении сложными информационными процессами и системами, моделировании когнитивной деятельности человека. Гипертекстовые технологии самым тесным образом связаны с процессами интернет-коммуникации и во многом формируют и направляют эти процессы.

На начальном этапе формирования сетевых телекоммуникационных технологий ведущую роль играли программные средства, обеспечивающие обмен между объединенными в сеть компьютерами исключительно текстовыми сообщениями – электронными посланиями (электронной почтой). Следующим этапом усовершенствования технологий информационного обмена стало создание специализированного протокола обмена данными IRC, который обеспечил практически мгновенную передачу текстовых сообщений в режиме чата. Изобретение сетевых протоколов TCP/IP и доменной системы имен (DNS) стало основой построения Всемирной паутины и позволило перевести информационный обмен в формат гипертекстовых структур. Гипертекстовые технологии представления информации сделали информационное пространство многомерным и обеспечили возможность объединения самой разнородной информации – не только текстовой и графической, но и мультимедийной и гипермедийной. Дальнейшее развитие и совершенствование сервисов Интернета (электронной почты, гипертекстовых систем, средств онлайновой коммуникации – чата, аудио- и видеоконференций, а также новейших интерактивных сервисов (социальных сетей, бло- госферы и т.д.) стало основой для беспрецедентного роста числа пользователей Сети и многократно увеличило объемы аккумулируемой в ней информации.

Все это обусловило трудности определения жанровой принадлежности информационных ресурсов Интернета и построения их типологии. Ряд ученых предлагает выделять в Интернете информационные блоки, объединенные общностью тематики, в частности общеинформационные, научно-образовательные, художественнолитературные, развлекательные жанры и жанры, оформляющие неспециальное, непрофессиональное общение, а также деловые и коммерческие жанры. Новейшие исследования коммуникативных моделей и языка социальных сетей также свидетельствуют в пользу того, что феномен социальных сетей превратился в площадку для формирования нового типа (нового жанра) информационных сетевых ресурсов.

Широкое и бесконтрольное распространение интернет-технологий привело к необходимости изучения возможных негативных последствий воздействия этих форм телекоммуникационного взаимодействия на всю среду существования человека и на его физическое и психическое здоровье. Для нейтрализации таких негативных последствий работы в Интернете были созданы и опубликованы основные принципы сетевой информационной культуры, разработаны аппаратные и программные средства обеспечения информационной безопасности интернет-пользователя.