Выводы
1. Мировая торговля товарами и услугами остается наиболее распространенной формой мирохозяйственного общения. Во второй половине прошлого и начале нынешнего столетия международная торговля развивалась высокими темпами, существенно превосходящими темны роста мирового ВВП.
2. Наращивание объема международной торговли сопровождалось изменениями в составе ее участников. Существенные изменения произошли в структуре международной торговли. Снизилась доля сырьевых и продовольственных товаров, возросла доля машин и оборудования, прежде всего за счет науко- и технологически емкой продукции. За последние десятилетия все более заметную роль начинает играть международная торговля услугами, в первую очередь, современными их видами – информационными, консультативно- инженерными, в области управления бизнесом.
3. Теории международной торговли прошли в своем развитии ряд этапов вместе с развитием мировой экономической мысли. Центральное место во всех экономических теориях в рассматриваемой области занимает вопрос о том, что лежит в основе международной торговли и какие выгоды получают участвующие в ней страны и слои населения.
4. Одной из первых доктрин, выступающей в качестве предтечи классического направления экономической мысли, был меркантилизм, господствовавший с конца XVI в. по XVIII в. Заслуга создателей меркантилистской теории состояла в том, что они впервые рассматривали внешнюю торговлю во взаимодействии с внутри- экономическим развитием, заложили основы теории платежного баланса, обосновали аргументы в пользу протекционистского подхода к развитию внешней торговли.
5. В классических теориях международной торговли А. Смита и Д. Рикардо заложены глубинные основы анализа мирохозяйственных связей. Создатели этих теорий ввели в научный обиход фундаментальные понятия мировой экономики, обосновали методологические приемы ее углубленного изучения.
6. Неоклассические теории, в первую очередь теория факторов производства Хекшера – Олина и теория специфических факторов были нацелены на дальнейшее развитие и углубление выводов классического направления экономической мысли. Стандартная модель международной торговли, опираясь на достижения неоклассической теории, позволила дать математическую и графическую интерпретацию мирового товарного обмена и его воздействия на экономику отдельных стран.
7. Альтернативные теории международной торговли, получившие широкое распространение во второй половине XX в., более полно отражают современные реалии развития международной торговли. Критически переосмыслив достижения своих предшественников, создатели этих теорий предложили собственные оригинальные трактовки участия национальных экономик в мировом хозяйственном общении. К альтернативным теориям относятся: теория развития международной торговли на основе эффекта масштаба производства и теории внутриотраслевой международной торговли. Воздействие динамичного освоения новейших знаний и технологий на развитие международной торговли нашло отражение в теории технологического разрыва Майкла Познера и международного цикла жизни товара Раймонда Вернона.
8. Внешнеторговая политика проводится на трех уровнях – национальном, региональном и мировом (в рамках международных торговых организаций). Характерной чертой регулирования торговых отношений в современных условиях остается сочетание двух тенденций – к либерализации торговли и к протекционизму. Усиление либерализации международной торговли во второй половине прошлого и начале нынешнего столетия проявилось, прежде всего, в значительном снижении среднего уровня таможенного тарифа на импортируемые товары. В то же время, особенно под воздействием глобального кризиса 2007–2009 гг., расширилось использование различного рода нетарифных барьеров.
Термины и понятия
Мировая (международная, внешняя) торговля
Внешнеторговый оборот
Торговый баланс
Мировые цены
Индекс условий (внешней) торговли
Меркантилизм
Теория абсолютных преимуществ
Теория сравнительных преимуществ
Теория соотношения факторов производства
Теорема выравнивания цен на факторы производства (теорема Хекшера – Олина – Самуэльсона)
Парадокс Леонтьева
Теорема специфических факторов производства
Теорема Рыбчинского
Стандартная модель международной торговли
Теория международной торговли на основе эффекта масштаба
Теории международной внутриотраслевой торговли
Теория технологического разрыва
Модель жизненного цикла товара во внешней торговле
Таможенные пошлины
Нетарифные барьеры во внешней торговле