Выводы
1. В истории философии науки целесообразно выделять два качественно различных ее этапа:
1) философия науки как эпистемология, как один из разделов теоретической философии, отвечающий на вопрос: как возможна наука, понимаемая при этом как истинное и доказанное объективное знание (V в. до н.э. -XIX в.);
2) философия науки как область прикладной философии, имеющей своим предметом исследование философских аспектов реальной науки (общей структуры, закономерностей развития науки, ее философских оснований и философских проблем).
2. Позитивистская философия науки возникла в 30-х гг. XIX в. Ее предметом было исследование онтологического, гносеологического и социального содержания реальной науки средствами самой науки, т.е. путем ее эмпирического анализа и обобщения. Цели позитивистской философии науки:
1) построение научной картины мира;
2) создание общей методологии научного познания;
3) исследование социальных функций науки. Позитивистская философия науки прошла в своем развитии три этапа:
1) индуктивизм (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Ст. Милль);
2) эмпириокритицизм (Э. Мах, П. Дюгем, А. Пуанкаре и др.);
3) неопозитивизм (логический позитивизм - М. Шлик, Г. Рейхенбах, Р. Карнап и др., и лингвистический анализ языка науки-Л. Витгенштейн, Дж. Остин и др.).
Позитивизм не смог правильно решить ни одной из главных проблем философии науки:
1) возникновение и развитие научного знания;
2) обоснование научных законов и теорий;
3) соотношение эмпирического и теоретического знания;
4) взаимосвязь науки и культуры.
3. Постпозитивизм возник в 50-е гг. XX в. как реакция, с одной стороны, на теоретическую несостоятельность логического позитивизма, с другой - как попытка сохранить эмпиризм как эпистемологическое кредо науки. Основателем постпозитивизма является К. Поппер. Он предложил новую, по сравнению со всем прежним позитивизмом, трактовку роли эмпирического знания в науке. Согласно К. Попперу, назначение фактов состоит не в подтверждении истинности научных гипотез и теорий, а в установлении их ложности, если их следствия противоречат фактам. Все научные теории принципиально ошибочны в силу их стремления к универсальности. Смысл динамики науки состоит в увеличении информационной емкости сменяющих друг друга теорий. Основными вариантами постпозитивистской философии науки явились методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса, анархистская эпистемология науки П. Фейерабенда, эволюционная эпистемология Ст. Тулмина, теория неявного и личностного знания в науке М. Полани, теория научных революций Т. Куна, когнитивная социология науки М. Малкея и др. Но постпозитивизм в целом явно недооценил:
а) качественную специфику теоретического знания в науке по сравнению с эмпирическим уровнем научного знания,
б) качественное разнообразие различных областей наук и, в частности, нередуцируемость гуманитарных наук к естественнонаучным стандартам познания и обратно.
4. Одним из главных направлений философии науки XX в. стала социально-гуманитарная интерпретация науки (как процесса научного познания, так и всех его результатов). Это направление оказалось представленным несколькими вариантами: теория культурной динамики науки, герменевтика, радикальный конструктивизм, когнитивная социология науки, постструктурализм. Гуманитарное направление философии науки явно недооценивает объектную детерминацию содержания научного знания, а также качественную специфику естествознания и математики по сравнению с гуманитарными и социальными науками.
5. Постструктурализм - одна из версий гуманитарного направления современной философии науки. Его представители (Ж. Деррида, Ж. Лакан, Р. Барт, Ю. Кристева и др.) считают, что научный дискурс ничем принципиально не отличается от любого вида вненаучного дискурса (обыденное знание, мифология, философия и др.). Везде недоговоренность, недообоснованность, субъективность, зависимость от контекста, гетерогенность. Все эти свойства любого дискурса являются неизбежным следствием коммуникативной природы языка и нарративность (повествовательность) любого текста. Постструктурализм стал основой постмодернистской философии науки, претендующей на универсальность и репрезентативность по отношению ко всей современной науке. Постструктурализм и постмодернизм явно недооценили объективный и технологичный характер науки и научного знания. И в этом их главная ошибка.
6. Наиболее обоснованные претензии на роль универсальной философии современной науки имеет диалектическая концепция философии науки. Она исходит, во-первых, из идеи единства и вместе с тем качественного разнообразия структуры науки и методов научного познания. Это разнообразие может достигать состояния диалектического противоречия между различными уровнями, единицами и типами научного знания. Все различия как внутри науки, так и между научным и вненаучным знанием имеют относительный, условный, социально-конструктивный и исторический характер. В частности, это относится и к различию между наукой и философией, научным и философским знанием, граница между которыми как исторически, так и функционально весьма подвижна и изменчива. Внутреннее единство философии и науки обусловлено их общей причастностью к рациональному познанию и его идеалам. Взаимодействие философии и науки является необходимым условием успешного развития их обеих, оно обусловлено единством сознания и культуры как более широких систем, в которых философия и наука - лишь их подсистемы. Предметом и основной проблемой диалектической философии науки служит исследование механизма и форм реального взаимодействия философии и конкретных наук. Результат этого взаимодействия - формирование в фундаментальных научных теориях их философских оснований, а также многочисленных и разнообразных по содержанию философских проблем различных наук. Исследование этих оснований и проблем составляет важную часть предмета философии науки. Структура современной философии науки в целом изоморфна общей структуре философского знания. Ее образуют такие разделы наук, как онтология, гносеология, социология, праксеология, культурология, антропология, аксиология. Важным основанием структурирования современной философии науки является также специфика философской рефлексии, обусловленная качественным различием содержания различных областей научного знания. В соответствии с этим в структуре философии науки выделяют философию естествознания, философию социальных и гуманитарных наук, философию математики и логики, философию технических и технологических наук. Однако в философии науки имеются и сквозные проблемы, относящиеся ко всем ее разделам. Это проблемы природы науки, специфики научного знания, структуры и закономерностей развития науки и научного знания и др.