Выигрыш общества от вложений в сферу образования в странах ОЭСР
Экспертами ОЭСР на основе расчета общественных затрат и выгод были проведены оценки выигрыша общества от вложений в сферу образования. При этом принимались во внимание как прямые расходы общественного сектора на образование (оплата труда преподавателей, выплаты стипендий, расходы на ОГЛАВЛЕНИЕ образовательных учреждений и пр.), так и альтернативные издержки (недополученные налоговые доходы и уменьшение отчислений в фонды социального страхования, так как во время учебы люди не работают). При оценке же общественных выгод учитывался рост поступлений от подоходного налога, уплачиваемого работниками, получившими образование, а также снижение государственных расходов на выплаты социальных пособий малоимущим гражданам, численность которых сокращалась.
В среднем по странам ОЭСР в 2005 г. дисконтированные общественные выгоды от вложений в школьное образование (в расчете на одного учащегося, при ставке дисконтирования 5%) превысили дисконтированные затраты общества в 1,6 раза для мужчин и в 1,5 раза – для женщин. Социальная же отдача от вложений в высшее образование оказалась гораздо выше (что в значительной степени обусловлено тем, что существенную долю расходов на высшее образование покрывают сами учащиеся). Общественные выгоды от вложений в высшее образование почти в 3 раза превысили объем государственных затрат, связанных с обучением, для мужчин, и в 2 раза – для женщин.
Источник: Education at a Glance. OECD. 2009.
В то же время отдельные индивиды или семьи, принимая решение о собственном образовании или образовании своих детей и определяя объем ресурсов, которые они готовы потратить на обучение, как правило, не задумываются о тех положительных экстерналиях образования, которое получает общество в целом. Они сопоставляют лишь собственные затраты, связанные с обучением, и частные выгоды от него. В итоге, инвестиции в образование могут оказаться ниже общественно-оптимального уровня.
Еще одна особенность сферы образования – несовершенство информации на рынке образовательных услуг. Экономическая теория предполагает, что потребитель осведомлен о собственных интересах лучше, чем кто-либо другой. Однако основными потребителями образовательных услуг являются не зрелые взрослые люди, а школьники, студенты, личность которых только формируется. Несмотря на то, что решение об образовании принимается, как правило, при непосредственном участии родителей, проблема достоверной оценки ожидаемых выгод от обучения остается до конца не решенной. Одна из причин в том, что получение выгод происходит не сразу, а постепенно, по истечении периода обучения и на протяжении длительного промежутка времени. Поэтому в момент принятия решения о получении образования зачастую трудно определить, какие именно знания и навыки являются наиболее важными и окажут решающее влияние на карьеру через 10–20 лет. Кроме того, некоторые семьи просто недооценивают все выгоды от высшего образования, и именно в результате этой близорукости происходит занижение текущей стоимости будущего потока доходов.
Проблема информационной асимметрии выражается и в том, что потребитель не всегда осведомлен о качестве услуг, предоставляемых тем или иным образовательным учреждением. Сбор же подобной информации зачастую оказывается сложным и достаточно затратным по времени. Кроме того, нет однозначного ответа на вопрос: каковы же характеристики действительно качественного образования? Итак, целый ряд причин может привести к недостаточной информированности потенциальных потребителей образовательных услуг. В итоге возникают так называемые агентские отношения между потребителем и поставщиком этих услуг, так что производитель может навязывать услуги, завышая их объем и цену.
Другая проблема образования – локальный монополизм поставщиков образовательных услуг. Так, например, для некоторых учащихся может оказаться неудобным и довольно затратным посещение школы, находящейся на отдаленном расстоянии от места их проживания. В итоге рынок общеобразовательных услуг ограничивается территорией ближайшего округа, района или населенного пункта. Возникновение же монополии, как известно, порождает ряд проблем и нарушает эффективное распределение ресурсов, а потому требует государственного регулирования.
И, наконец, одно из самых важных обстоятельств – без вмешательства государства невозможно решить проблему неравенства или справедливости в сфере образования. Главная идея социальной справедливости – обеспечение доступа к образованию независимо от уровня дохода и индивидуальных характеристик людей.
Горизонтальная справедливость в данном контексте означает, что индивиды с одинаковыми способностями и потребностями должны иметь равный доступ к образованию независимо от пола, расы, религии, классовой или этнической принадлежности. В то же время в силу несовершенства информации ожидаемые выгоды от образования могут зависеть от принадлежности индивида к тому или иному социальному слою. Поэтому государство законодательно гарантирует всем гражданам возможность получения некоторого базового уровня образования, независимо от их социально-демографических характеристик, обеспечивая тем самым всеобщий доступ к школьному образованию. Конституцией РФ установлены общедоступность и бесплатность основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях России.
Вертикальная справедливость подразумевает возможность доступа к образованию независимо от уровня дохода граждан и их семей. В силу гарантированности государством школьное образование в определенной степени отвечает данному критерию. Однако поскольку получение школьного образования все-таки требует определенных денежных затрат (прямые расходы: покупка книг, тетрадей, оплата обучения и пр.), то даже бесплатное школьное обучение может быть недоступным для ряда семей с низким уровнем дохода, т.е. не соответствовать принципу вертикальной справедливости. Что касается высшего образования, то даже если прямые издержки обучения покрываются за счет правительственных программ, наличие альтернативных издержек получения высшего образования делает затруднительным процесс обучения в вузе для индивидов из малообеспеченных семей.
Проблема усугубляется несовершенством рынка капитала. Фирмы, осуществляя инвестиционные проекты на рынке, покрывают свои расходы путем реинвестирования полученной прибыли или используя заемные средства. Подобно этому для финансирования затрат, связанных с получением образования, люди используют либо собственные сбережения, либо заемные средства. В то же время, если предприятие длительное время успешно работает на рынке, имеет устойчивые финансовые показатели и может предоставить гарантии возврата заемных средств, то оно вправе рассчитывать на получение банковского кредита. Однако с получением образовательного кредита могут возникнуть определенные трудности. Финансовые учреждения неохотно выдают кредиты лицам, которые начнут получать определенный доход только через несколько лет. В итоге индивиды из малообеспеченных семей в данных обстоятельствах предпочтут не учиться, а выйти на рынок труда с целью увеличения совокупного дохода домохозяйства.
Итак, наличие целого ряда проблем, как экономического, так и социального характера, обуславливает необходимость государственного вмешательства в сферу образования.