Выбор методов эдукации
Выбор методов не может быть произвольным. Лишь неспециалисту может показаться, что педагог выбирает методы, какие ему заблагорассудится: на самом деле он очень стеснен в определении путей достижения цели. Объективные и субъективные причины, возможности и случайности сужают диапазон выбора, оставляя учителю или воспитателю считанные способы эффективной работы. Выбирая тот или иной метод обучения-воспитания, необходимо помнить, что нет методов хороших или плохих, ни один из них не может быть заранее объявлен эффективным или неэффективным без учета условий, в которых он применяется. Какими причинами детерминируется применение того или иного метода? Какие факторы влияют на выбор метода и заставляют педагога отдавать предпочтение тому или иному пути достижения цели? Чем глубже учитель или воспитатель понимает причины, по которым он использует те или иные методы, чем лучше знает специфику самих методов и условия их применения, тем правильнее он намечает пути эдукации, выбирает наиболее эффективные методы.
На практике всегда стоит задача не просто применить один из методов, а выбрать наилучший, оптимальный. Выбор метода – это всегда поиск оптимального пути воспитания, при этом оптимальным называется наиболее выгодный для имеющихся условий путь, позволяющий быстро и с разумными затратами энергии, средств достичь намеченной цели. Избрав показатели этих затрат в качестве критериев оптимизации, можно сравнить между собой эффективность различных методов.
Чтобы прояснить сущность оптимального выбора методов эдукации, применим формализованный подход. В теоретически очищенном виде процедура оптимизации такова. В распоряжении педагога есть множество методов (М), которые он может использовать для достижения поставленной цели. Имеется (задано) также множество конкретных условий (У), в которых эти методы применяются. Принимается критерий оптимизации (К), в качестве которого выступают наиболее важные с точки зрения воспитателя показатели, например время достижения цели, затраты сил или средств, качество воспитания (воспитанность) и др. Оптимизировать методы по всем критериям одновременно невозможно: оптимизация представляет собой разумный компромисс, где приходится поступаться одними показателями, чтобы улучшить другие и получить в результате максимальный суммарный эффект. Каждый метод (Mt, М2, М3,... Мn) проверяется на пригодность в конкретных условиях (У1, У2, У3, .., Уn). Тот метод, который набирает максимальное количество выборов по принятому критерию оптимизации, признается оптимальным.
Такова формальная процедура выбора методов эдукации, на практике все гораздо сложнее. Процесс логического перебора методов и определения среди них оптимальных затрудняют многие веские причины:
1) нечеткость множества методов. В настоящее время методы воспитания строгонезафиксированы, однозначнонеописаны. Каждая педагогическая школа вкладывает в ОГЛАВЛЕНИЕ одинаковых по названию методов различный смысл;
2) множественность условий применения методов;
3) существование единственного надежного критерия оптимизации, в качестве которого выступает время. Однако этот критерий применяется редко: ценить время мы еще не научились.
Таким образом, примерная система методов, спроектированная на размытое множество условий с применением аморфных критериев, не может обеспечить высокую логическую надежность выбора. Учителю остается испытанный веками опытный путь решения проблем, основанный на педагогическом чутье, интуиции, глубоком знании особенностей методов и причин, вызывающих определенные последствия. Тот педагог, который лучше учел конкретные условия, использовал адекватное им педагогическое действие и предвидел его последствия, всегда достигнет более высоких результатов эдукации.