Восприятие как конструктивный процесс
Традиция исследования восприятия как конструктивного процесса имеет не менее долгую историю, чем уже рассмотренный реконструктивный подход. Напомним, что такой подход предполагает теоретические построения, в которых процессы восприятия фактически отождествляются с процессами мышления.
Первые попытки описания процессов восприятия по аналогии с процессами мышления, по-видимому, принадлежат еще немецкому физиологу Г. фон Гельмгольцу, разработавшему в XIX в. теорию бессознательных умозаключений, которая описывает процессы построения перцептивного образа. Г. Гельмгольц предположил, что восприятие представляет собой процесс порождения бессознательных умозаключений, где большая посылка обозначает прошлый опыт субъекта, малая посылка – наличное сенсорное ОГЛАВЛЕНИЕ, а вывод – образ восприятия. Отличие восприятия от процессов мышления, таким образом, по Гельмгольцу, заключается лишь в том, что мышление – это сознательный процесс, когда вывод делается на основе сознательного сопоставления посылок. Восприятие – процесс бессознательный, скрытый от непосредственного интроспективного наблюдения.
Но наибольшую популярность такого рода теории приобрели лишь во второй половине XX в. в связи с развитием информационно-когнитивного подхода в психологии и появлением современной когнитивной психологии. Именно тогда теории такого плана заняли центральное место в объяснении процессов построения образа восприятия. В этом параграфе в качестве примера наиболее влиятельных конструктивных теорий восприятия, предложенных во второй половине XX в., мы рассмотрим гипотезу перцептивной готовности Дж. Брунера и теорию перцептивных гипотез Р. Грегори.
Роль мотивации и когнитивных ожиданий в процессах восприятия
Непосредственными предпосылками развития конструктивных теорий восприятия стали работы конца 40-х – начала 50-х гг. прошлого века. К этому времени уже практически исчерпали себя господствовавшие в психологии с начала века теории глубинной психологии (психоанализа) и бихевиоризма, в целом не проявлявшие значительного интереса к исследованию процессов познания. Основным предметом их исследовательского интереса были процессы научения, мотивации и эмоциональные реакции.
Ответом на такое положение дел в психологии того времени стало развитие нового направления исследований, получившего название "Новый Взгляд". Целью Нового Взгляда было задать новый импульс работам по психологии познания, привнеся в них часть проблематики мотивации и научения, и, напротив, обогатить работы по психологии мотивации и личности знаниями из области психологии познания.
Среди важных работ такого плана были исследования Дж. Брунера, позже ставшего одним из зачинателей когнитивной революции в психологии. Остановимся на некоторых из его наиболее значительных исследований.
В первую очередь следует отметить его работы, изучающие влияние фактора мотивации на перцептивные процессы. Так, в одном из экспериментов (Брунер, 1977) принимали участие 10-летние дети. Одну группу испытуемых составили дети из обеспеченных семей, а вторую – дети из малообеспеченных семей. Задача испытуемых состояла в том, чтобы оценивать размер монет от одного до пятидесяти центов. Использовался психофизический метод средней ошибки, или установки (см. гл. 3). Испытуемые должны были с помощью специального устройства уровнять размер монеты и отверстия в этом устройстве.
Результаты обнаружили, что дети в целом склонны переоценивать размер монет. Особенно это было заметно для монет номиналом 5 центов и более. При этом для детей из малообеспеченных семей такая иллюзия размера оказалась значительно более выраженной. Они переоценивали размер монет от 25 до 50%, тогда как для детей из хорошо обеспеченных семей такая переоценка составляла лишь от 10 до 20%. Важно отметить также, что при оценке картонных кружков такого же размера, как и монеты, описанной иллюзии не наблюдалось ни в одной из двух экспериментальных групп. Таким образом, было показано, что воспринимаемый размер предмета в значительной степени зависит от его субъективной ценности.
Другим важным экспериментальным свидетельством влияния мотивационной и эмоционально-волевой сферы личности на процессы восприятия является открытый Дж. Брунером и Л. Постманом эффект перцептивной защиты. Эти исследователи предлагали испытуемым задачи лексического решения. На экране демонстрировали последовательности букв. Задача испытуемого состояла в том, чтобы как можно быстрее, но без ошибок, определить, является ли данная последовательность букв осмысленным словом английского языка или не является. Хитрость процедуры заключалась в том, что часть слов, использовавшихся в эксперименте, представляла собой "запретные" слова ненормативной лексики. Оказалось, что при предъявлении таких слов время реакции испытуемых увеличивалось, а в ряде случаев они вообще давали неверные ответы. Интересно, что в ситуации, когда о наличии таких слов в экспериментальном наборе испытуемых уведомляли заранее, описанный эффект замедленной реакции исчезал. Вывод Брунера и Постмана состоял в том, что человек в первую очередь воспринимает то, что он готов воспринять в данной ситуации и в данный момент времени.