Введение
Под воздействием научно-технического прогресса усложняются все элементы социально-экономических систем: техника, технология, люди (как носители рабочей силы), организация, экономика, управление. Развитие техники и технологии, в свою очередь, обусловливает углубление технологического разделения и кооперации труда, дифференциацию и интеграцию процессов и социально-экономических систем, в рамках которых эти процессы осуществляются. Вместе с этим возрастает значение и сложность управления, обеспечивающего согласованность и эффективность всех элементов организации, ее взаимодействия с внешней средой: поставщиками, потребителями, органами государственного управления и т.д., что, в свою очередь, усиливает роль и увеличивает сложность:
– основного продукта и средства управления – управленческого решения;
– технологии и организации процессов его разработки, принятия и реализации;
– квалификационных и личностных требований к выполняющим эти процессы работникам;
– взаимосвязей и взаимозависимостей управленческих решений, что усиливает необходимость комплексной всесторонней опенки не только экономического, но и политического, социального, психологического, экологического и научно-технического эффекта их реализации. Это требует создания и применения новых современных прогрессивных технологий и форм организации разработки, обоснования, оценки и реализации управленческих решений, совершенствования организации и стиля руководства. Качество решения в сложных ситуациях определяется знаниями, а также искусством, опытом и умением руководителя.
Практика управления различными отечественными и зарубежными организациями накопила большой опыт формирования эффективных систем разработки, принятия и реализации управленческих решений, в которых получили свое отражение и развитие современные организационные формы и методы, разработанные теорией и практикой. Однако в решении усложняющихся с развитием организации ситуаций руководители и специалисты всех уровней иерархии управления сталкиваются с рядом методологических и технологических проблем из-за:
– недостаточной изученности новых задач;
– многоаспектности последствий принимаемых решений;
– неполноты информации о возможных последствиях и неспособности их предвидеть;
– неясности обстановки, в которой принимаются решения (политической, экономической и социальной);
– высокой динамичности всех процессов, протекающих в организации;
– существенного роста роли личности в процессах разработки, принятия и реализации решений.
В учебном пособии раскрыта сущность этих проблем, показаны пути и методы их решения на основе использования современных достижений науки и практики управления организациями. В отличие от других аналогичных учебников и учебных пособий в данном случае рассматриваются технология (методы и последовательность выполнения операций) и организация процессов разработки, принятия и реализации управленческих решений с позиций их цикличности, иерархичности, функциональной принадлежности и всеобщности. Последнее означает, что управленческие решения принимаются в отношении всех видов объектов управления в организации: ресурсов, подразделений и рабочих мест (прежде всего людей на рабочих местах и в подразделениях), процессов и параметров. Кроме этого, они являются средством воздействия организации на внешнею среду (поставщиков, подрядчиков, потребителей, органы государственного управления и т.д.) и процесс управления, а, следовательно, и на сам процесс разработки, принятия и реализации решений. Методы и формы организации управления процессами разработки, принятия и реализации управленческих решений в современных компаниях продемонстрированы с учетом их специфики и в неразрывной связи – основное отличие данного учебника.
Значительное место отведено вопросам внедрения и использования в процессах разработки, принятия и реализации управленческих решений в организациях современных информационных технологий, автоматизированных систем управления, методов моделирования и программирования.
Учебная дисциплина, ОГЛАВЛЕНИЕ которой раскрывает предлагаемое издание, имеет цель:
– вооружить выпускников высших учебных заведений современными методами и алгоритмами подготовки, принятия и реализации управленческих решений, эффективной организации и управления этими процессами;
– сформировать правильное понимание и умение применять в них системный подход, моделирование ситуаций и их развития в условиях неопределенности и риска, методы планирования и организации хозяйственных экспериментов.
Она базируется на изучении ряда дисциплин экономического и организационно-управленческого направлений подготовки бакалавров и магистров. Основные из них: менеджмент, теория организации, информационные технологии в менеджменте, управление проектом, маркетинг, хозяйственное право.
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать
– сущность, место и роль управленческих решений в эффективности деятельности организации;
– типологию, условия и факторы качества управленческих решений;
– модели, методологию и организацию процессов разработки, принятия и реализации управленческих решений в современных компаниях;
– приемы разработки и выбора управленческих решений в условиях неопределенности и риска;
– современные системы информационного обеспечения управленческих решений и методологические основы их создания и развития;
– эффективность управленческих решений и ответственность за их последствия;
уметь
– разрабатывать и оптимизировать иерархическую систему управленческих решений в организации;
– анализировать и разрабатывать мероприятия по повышению эффективности процессов разработки, принятия и реализации решений;
– правильно выбирать методы и формы разработки альтернатив управленческих решений и обосновывать выбор наиболее целесообразных;
– распределять функции, задачи и ответственность между участниками процессов разработки, принятия и реализации управленческих решений;
– оценивать качество и эффективность управленческих решений.
владеть
– методами планирования и организации процесса рационального решения проблем в организациях;
– методами диагностики проблем экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;
– количественными методами принятия управленческих решений.