Введение

Современные тенденции менеджмента подчеркивают важность человеческих ресурсов в управлении организацией. От способностей людей, их образования, квалификации, опыта, отношения к работе, мотивации, поведения зависят эффективность и результаты работы всей организации. Осознание того, что люди – ценнейший ресурс организации, привело к изменению управленческой парадигмы, ее гуманистической ориентации и социальной направленности.

Начиная с 1980-х гг. с изменением концепций менеджмента и управления персоналом роль организационной культуры постоянно возрастает. Осознание того, что организация – это, прежде всего, работающие в ней люди, что они являются главным богатством организации, изменило отношение к персоналу. Возникла новая концепция менеджмента – управление человеческими ресурсами, в которой основным видом инвестиций в развитие организации являются инвестиции в человека. Менеджеры стали уделять большое внимание подбору людей, их включению в организацию, мотивации, вкладывать средства в обучение и повышение квалификации, заниматься развитием персонала, карьерой, формированием организационной культуры.

Организационная культура стала одной из ключевых организационных характеристик, влияющих на эффективность управления компанией. Культура как система принятых в организации и разделяемых ее работниками ценностей, убеждений, принципов, норм регулирует поведение людей, групп и организации в целом.

В стратегическом менеджменте организационная культура рассматривается как необходимое условие, без которого невозможна реализации разработанной стратегии. Сильная культура может стать ценным стратегическим ресурсом организации, связанным с конкурентоспособностью компании.

В 1990-е гг. за рубежом стала формироваться новая концепция менеджмента – управление знаниями, в которой люди рассматриваются как часть интеллектуального капитала компании. В концепции управления знаниями формирование особого типа культуры, ориентированной па знания, по мнению ведущих специалистов, считается наиболее важной и сложной проблемой, от которой зависит успешность внедрения инициатив и проектов в этой области.

С развитием процессов глобализации важную роль в бизнесе играют международные факторы. Глобализация привела к тому, что персонал организации в культурном отношении стал отличаться бо́льшим разнообразием. Возникла необходимость изучать особенности национальных культур, их влияние па организационную культуру, методы адаптации персонала в межкультурной организационной среде.

Внешняя среда современных компаний характеризуется высоким уровнем сложности, нестабильностью и неопределенностью. Ее влияние на организацию усиливается, что определяет необходимость постоянных организационных изменений. Еще никогда не была так высока потребность в изучении организационной культуры как объекта изменений, подходов и методов, позволяющих осуществить этот сложный и трудный для людей процесс.

Учебник включает главы, которые позволяют получить целостное представление об организационной культуре и использовать полученные знания в управленческой практике. Показаны функции и возрастающая роль таких важных компонентов организационной культуры, как сторителлинг и организационная антропология, развитие сетевых коммуникаций, образование сообществ. Уделено внимание не только теоретическим концепциям, но и конкретным моделям и методам, даны рекомендации менеджерам, которые можно использовать в практической деятельности по формированию и развитию организационной культуры.

Раскрыты новые современные концепции менеджмента – ценностное управление и управление знаниями, показаны особенности и роль организационной культуры в их реализации. Знание является продуктом творчества, поэтому уделено внимание методам мотивации творчества, креативности, генерации идей, сохранения, обмена и распространения знаний как важным проблемам развития организационной культуры.

Организационная культура развивается вместе с организацией. Показаны особенности организационной культуры на разных стадиях жизненного цикла, возникающие при этом ключевые проблемы и возможные методы их решения.

В каждой главе учебника даны вопросы и задания для лучшего усвоения материала. Приведены глоссарий и общий список рекомендуемой литературы.

Организационную культуру изучают как один из разделов менеджмента, организационного поведения, стратегического менеджмента и других учебных дисциплин. В последние годы в нашей стране организационную культуру стали включать как самостоятельную дисциплину в различные программы обучения бакалавров, магистров, программы MBA.

Учебник предназначен для студентов, аспирантов, слушателей программ MBA, преподавателей, менеджеров, повышающих свою квалификацию, а также для всех интересующихся проблемами организационной культуры.