Временный запрет деятельности
Это кратковременное, установленное на срок до рассмотрения дела, прекращение деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Эта мера касается как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей и может применяться только в тех случаях, когда за совершение административного правонарушения в качестве одной из мер административного наказания предусмотрено административное приостановление деятельности, а также когда возникает необходимость предотвратить угрозу жизни или здоровью людей, угрозу возникновения эпидемии или эпизоотии, техногенной катастрофы и иных экстремальных ситуаций.
В ч. 1 ст. 27.16 КоАП РФ подробно перечислены основания административного запрета. Кроме того указано, что административный запрет деятельности допускается для предотвращения причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды, для устранения допущенных нарушений, выразившихся в незаконном привлечении к трудовой деятельности в России иностранных граждан либо лиц без гражданства и т.п.
Такое расширение оснований применения временного запрета деятельности связано со значительным увеличением санкций статей Особенной части КоАП РФ, устанавливающих административную ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в виде административного приостановления их деятельности на срок до 90 суток.
Временный запрет деятельности осуществляется должностным лицом контрольно-надзорного органа, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протоколы о соответствующих правонарушениях.
Согласно ст. 27.17 КоАП РФ срок временного запрета деятельности исчисляется с момента фактического прекращения деятельности соответствующего объекта. Срок временного запрета деятельности ныне не установлен.
Помещение в специальное учреждение иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих административному выдворению
Учитывая необходимость исполнения административного наказания в форме принудительного административного выдворения иностранца или лица без гражданства за пределы Российской Федерации, судья, назначая такое наказание, решает вопрос о помещении такого гражданина в специальное учреждение ФМС России (ст. 29.10 и 27.19).
Кроме того, в специальное отведенное для этого помещение пограничного органа помещаются иностранный гражданин или лицо без гражданства, совершившие административное правонарушение в области защиты Государственной границы России, на основании решения судьи или должностного лица пограничного органа (см. также ст. 32.9 КоАП РФ).
К сожалению, в отличие от действовавшего до 1 июля 2002 г. КоАП РСФСР в КоАП РФ не упомянут порядок обжалования действий должностных лиц по применению мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Поэтому такие действия могут быть обжалованы в порядке, установленном гл. 25 ГПК РФ, но не в процессе рассмотрения дела об административном правонарушении.
Президиум Верховного Суда РФ отметил, что сами протоколы о применении перечисленных в гл. 27 КоАП РФ мер, являясь юридическими документами, оцениваются в качестве доказательств по делу и не могут быть обжалованы, но возражения по поводу их составления могут быть отражены в жалобе на постановление по делу [1].
Отметим также, что согласно ч. 2 ст. 27.1 КоАП РФ вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.