Возраст и возрастная периодизация развития
Развитие человека рассматривается с биосоциальной точки зрения, поэтому выделяют различные аспекты возраста. Хронологический возраст – это время жизни человека на земле. Биологический возраст определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со среднестатистическим уровнем для людей данного хронологического возраста. Социальный возраст описывается через сравнение уровня социального и ролевого развития человека со среднестатистическим уровнем. Психический возраст в современной науке однозначно не определяется. Для детей он основывается на соотнесении уровня развития интеллекта со среднестатистическим уровнем. Для взрослых – зависит от понимания психологами того, что составляет психологическую, или психическую, зрелость: степень приближения к зрелости и составляет психический возраст человека.
Таким образом, при определении возрастного развития мы будем опираться на хронологический возраст и понимать под ним приобретение человеком количественных изменений, которые при накоплении переходят в качественные, существенные и приводят к скачкообразно проявляющимся новообразованиями (С. Л. Рубинштейн). Эти изменения напрямую связаны с возрастом жизни, а не с различными терапевтическими или духовными практиками.
Вопрос о возможности периодизации возрастного развития – выделения периодов жизни, в которых развитие подчиняется особым закономерностям, – имеет многовековую историю. Так, голландский ученый Бернард Ливехуд (1905–1992) приводит данные о том, что еще древние греки и римляне делали попытки осуществить периодизацию[1]. Греки делили жизнь человека на 10 периодов (хептомаденов) по семь лет. Римляне знали пять фаз жизни, каждая из которых соответствовала 13–15 годам жизни. Однако, несмотря на столь длительную историю проблемы периодизации, до настоящего времени она сохраняет свою актуальность. Открытым остается вопрос о том, существуют ли периоды развития или оно протекает непрерывно, и можно говорить лишь о последовательной смене форм поведения. Идут дискуссии по поводу оснований для выделения периодов и их возрастных границ, особенно при периодизации развития взрослых.
Большинство психологов сходится во мнении, что развитие состоит из последовательности медленных, плавных и быстрых, скачкообразных изменений, а выделение стадий развития не только необходимо, но и возможно. Более того, это позволит структурировать процессы развития, четче обозначить вопросы нормы и патологии.