Воспитательный потенциал социума как основное средство социального воспитания
Основные понятия: социальное воспитание, воспитательный потенциал социума, воспитательные силы общества, воспитательный потенциал индивида, универсальный носитель воспитательного потенциала социума, изучение воспитательных возможностей социума, реализация воспитательных возможностей социума, развитие воспитательных возможностей, ресурсов социума.
Актуальность темы, представленной в этом параграфе, связана с тем, что совершенствование разных уровней социальной сферы жизнедеятельности российского общества неизбежно предъявляет все новые требования к деятельности специалистов в различных сферах жизни общества и, в частности, их подготовленности к реализации воспитательного потенциала социума в повседневной профессиональной деятельности. В данном параграфе представлен результат работы, которая была связана с поиском совершенно новых подходов к определению сущности и содержания воспитательного потенциала социума и его роли в решении проблем воспитания личности на современном этапе.
Воспитательный потенциал социума как область социальной педагогики имеет свои теоретические основы.
Общество обращается к воспитательному потенциалу социума тогда, когда испытывает потребность в реформировании сложившейся социальной системы, когда ему необходимы новые средства для активизации человеческих сил и культурных ресурсов. В первом приближении воспитательный потенциал социума можно рассматривать как самостоятельную область социально-педагогического знания об общих закономерностях и особенностях социального взаимодействия человека с природой, обществом, другими людьми и самим собой, о его деятельности в микро- и макросоциуме, в рамках человекознания, современной гуманитарной науки, занимающейся воспитанием и образованием человека как социального субъекта и его защитой от социальных агрессий.
Как и любое социальное явление, воспитательный потенциал социума многообразен в своем представлении, поэтому при его характеристике уместны различные подходы, оценки и отношения, раскрывающие различные стороны этого сложного феномена существования социальной материи.
Воспитательный потенциал социума – это педагогическая составляющая каждого отдельного индивида, представляющего социум, заключенная в наборе его личностных характеристик позитивно-социального свойства, способных оказывать воспитывающее воздействие на других людей.
Воспитательный потенциал социума – это категория педагогической науки, но если посмотреть на нее диалектически, то мы увидим ее оттенки в различных других науках: в педагогике воспитательный потенциал социума представлен как активный ресурс существования объединенных индивидов; в психологии – как объект восприятия в виде образа, ассоциации в сознании человека; в социологии воспитательный потенциал социума отражает размеры, границы, уровни, объемы, структурные элементы; в экономике он отражает экономический эффект его реализации в разрешении проблем социализации человека.
Объединяющим все вышеназванные научные аспекты, основой рассмотрения воспитательного потенциала социума явился социально-педагогический подход.
Воспитательный потенциал социума – это ресурсы и возможности воспитательного воздействия на личность, заключенные в различных элементах социума (социальная деятельность, социальные отношения, социальные институты, сама личность индивида), проявляющиеся в их воспитательных ценностях и реализуемые с помощью методов, форм и средств воспитания, значимых для разрешения проблем социализации личности. Рассмотрим воспитательный потенциал каждого элемента социума в отдельности.
Воспитательный потенциал индивида – это ресурсы, возможности человека, существующие в потенции человека и способные проявиться в развитии значимых для него личностных качеств при разрешении ситуации социализации в различных условиях жизнедеятельности социальной общности (социума).
Воспитательный потенциал социальной деятельности – это динамическая характеристика ресурсов, возможностей целенаправленной активности двух и более людей, обладающей воспитательным воздействием на развитие значимых личностных качеств человека при разрешении ситуации социализации в различных условиях жизнедеятельности социальной общности (социума).
Воспитательный потенциал социальных отношений – это часть, значимая для потенциала социума, проявляющаяся в уровне воспитательного влияния, направленности, содержания и активности социальных контактов, значимых для разрешения проблем социализации в конкретном социуме.
Воспитательный потенциал социальных институтов города – это воспитательные ресурсы и возможности групп, учреждений, организаций, включенных в социальную деятельность и социальные отношения, проявляющиеся в развитии значимых личностных качеств человека при разрешении ситуации социализации в различных условиях жизнедеятельности социальной общности (социума).