Воспитание и формирование универсальных учебных действий на уроках
В Федеральном государственном образовательном стандарте для начальной школы результаты освоения основной образовательной программы представлены трехчастной системой:
• личностные;
• метапредметные;
• предметные.
Эти результаты конкретизируются системой универсальных учебных действий (УУД) школьников.
Универсальные учебные действия – это совокупность способов действий ученика, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Сегодня в педагогике выделяются четыре вида универсальных учебных действий:
• личностные;
• регулятивные;
• познавательные;
• коммуникативные.
Поэтому часто задачи современных уроков формулируются через называние конкретных универсальных учебных действий школьников, отрабатываемых на данном уроке.
Воспитывающее ОГЛАВЛЕНИЕ учебных предметов
Русский язык. Основная воспитательная направленность этих уроков состоит в воспитании ценностного отношения к русскому языку, его эстетической выразительности, нравственной наполненности. Помимо этого ОГЛАВЛЕНИЕ упражнений, заданий и учебных текстов по этому предмету дает следующие возможности для воспитания младших школьников:
• обогащение детских представлений об отношениях людей;
• ознакомление с нормами и правилами жизни в обществе;
• ознакомление с формами выражения эмоций, чувств;
• расширение представлений учащихся об окружающем мире
и др.
Литературное чтение
ОГЛАВЛЕНИЕ рассказов, сказок и других текстов для чтения создают основу для обсуждения и решения на уроках нравственных поступков людей, их оценки, рефлексии; помогают школьникам понять ОГЛАВЛЕНИЕ нравственных понятий. Большинство текстов учебных книг актуализируют посредством привлекательной художественной формы, эмоциональности такие понятия, как справедливость, честность, дружба, верность, гуманность, патриотизм, добро и зло. Яркие характеры персонажей демонстрируют проявления данных отношений и качеств в различных ситуациях.
Разбор литературных произведений, организуемый учителем на уроке, помогает школьникам разобраться в мотивах поступков героев.
Уроки литературного чтения способствуют воспитанию:
• умений вести диалог в различных коммуникативных ситуациях;
• соблюдать правила речевого этикета;
• умений ориентироваться в нравственном содержании прочитанного;
• самостоятельно делать выводы;
• соотносить поступки героев с нравственными нормами
и др.
Иностранный язык
Уроки по этому предмету помогают воспитывать:
• уважение к многонациональному, поликультурному, полилингвальному и поликонфессиональному составу общества;
• более глубокое осознание особенностей культуры своего народа;
• гражданскую идентичность;
• осознание своей этнической и национальной принадлежности
и др.
Математика и информатика
Воспитательные задачи уроков этой предметной области опираются на содержащиеся в условиях заданий и задач факты, информацию о процессах окружающей жизни.
Математические упражнения, задачи и задания по информатике способствуют формированию:
• критического и логического мышления;
• навыков оценки, структурирования информации и выделения главного;
• умений доводить начатую работу до конца;
• стремления выбирать рациональный путь решения задачи, выполнения задания;
• умений руководствоваться правилами при выполнении заданий
и др.
Окружающий мир
ОГЛАВЛЕНИЕ этого предмета имеет огромную воспитательную ценность, поскольку представлено областями Человек и Природа, Человек и Общество, История, Экономика и др., имеющими социально активный характер.
Изучение предмета способствует воспитанию:
• чувства гордости за свою Родину;
• гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
• гражданской идентичности;
• эмоционально окрашенного отношения к природе и культуре;
• понимания необходимости здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения;
• понимания необходимости экологического поведения в школе, быту и природной среде;
• умения оценивать взаимоотношения людей в различных социальных группах;
• чувства исторической перспективы;
• представления о богатстве внутреннего мира человека;
• представления о значении созидательной деятельности человека
и др.
Музыка
ОГЛАВЛЕНИЕ уроков музыки помогает воспитывать:
• художественный вкус;
• эстетические представления;
• гордость за достижения национального и мирового музыкального искусства;
• уважение к культуре и духовным традициям России, музыкальной культуре ее народов;
• позитивную самооценку;
• жизненный оптимизм;
• умение открыто и эмоционально выражать свое отношение к искусству;
• умение организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность;
• умение оказывать помощь в организации и проведении культурно-массовых мероприятий
и др.
Изобразительное искусство
ОГЛАВЛЕНИЕ учебного предмета предусматривает воспитание:
• эстетических чувств;
• художественного вкуса;
• уважения и принятия традиций, самобытных культурных ценностей;
• понимания содержания традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве;
• чувство сопричастности и гордости за свою Родину
и др.
Технология
ОГЛАВЛЕНИЕ предмета обеспечивает:
• получение первоначального опыта трудового самовоспитания;
• формирование качеств и отношений: трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда;
• понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире, уважение к ним
и др.
Воспитывающий потенциал педагогических технологий, форм и методов обучения
Реализуя образовательный процесс в формате урока, учитель использует различные методы обучения и педагогические технологии, каждый из которых по-своему влияет на воспитание и развитие личности школьника:
• поисковые и исследовательские методы формируют у обучающегося ценности научного познания, воспитывают целеустремленность, настойчивость, самостоятельность и критичность мышления, умения принимать решения;
• репродуктивные методы (задания) воспитывают трудолюбие, ответственность, настойчивость в преодолении трудностей, стремление доводить работу до конца, развивают произвольность, умение следовать инструкции;
• творческие методы (задания) формируют ценности творчества и созидания, воспитывают целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, способствуют самопознанию;
• методы обучения на основе заданий по выбору обучающихся позволяют обучающемуся уточнить сферу своих интересов и ценности, способствуют самопознанию, влияют на мотивацию обучения и самовоспитания, развивают целеполагание, креативность, умение делать выбор;
• метод проектов развивает субъективность обучающегося, воспитывает самостоятельность, инициативность, организованность, ответственность, развивает рефлексию, самоконтроль, способствует адекватности самооценки;
• методы обучения в парах, малых группах воспитывают у школьника, прежде всего, коммуникативные УУД – социального взаимодействия: сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло;
• методы и технологии отметочного и безотметочного оценивания развивают самооценку и оценочные умения школьника: оценивать ход и результат своей деятельности и деятельности других, способствуют самопознанию, самоконтролю и рефлексии. Формируют регулятивные УУД.