Военно-сиротские учебные заведения

В конце XVIII в. была предпринята попытка создания сети закрытых военных воспитательных заведений для детей-сирот дворянского и недворянского происхождения. К числу подобных заведений для детей дворян следует отнести Военно-сиротский дом (1789–1829) и Шкловское благородное училище (1778–1799).

Военно-сиротский дом был основан в 1789 г. в Гатчине как приют для детей-сирот погибших офицеров. Основателем и первым руководителем Дома был комендант Гатчины полковник А. А. Аракчеев (1769–1834). В 1797 г. Дом был переведен в Санкт-Петербург и получил наименование Императорский военно-сиротский дом. Первое отделение дома предназначалось для 200 сыновей неимущих дворян и офицеров, чаще всего, сирот. Воспитанники назывались кадетами и обучались Закону Божию, русскому и немецкому языкам, арифметике, геометрии, артиллерии, фортификации, тактике, истории, географии и рисованию. Выпускники направлялись в армию юнкерами, а отлично окончившие учебный курс производились при выпуске в офицеры. Второе отделение предназначалось для 800 солдатских сыновей, получавших начальное образование, основы военной подготовки и обучавшихся ремеслам.

Благородное училище в г. Шклове было открыто 24 ноября 1778 г. для дворянских детей-сирот на собственные средства генерал-майора С. Г. Зорича. Численность воспитанников училища к 1797 г. достигла 252 чел. Воспитанники подразделялись на два кавалерийских взвода и две пехотные роты, а после выпуска получали чины на военной и гражданской службе. Учебные занятия продолжались в течение всего дня. Училище имело пять классов, продолжительность обучения в которых составляла около восьми лет. После воцарения Павла I училище стало государственным, а в ноябре 1799 г. провозглашено Кадетским корпусом, который вскоре был переведен в г. Гродно. До 1801 г. это учебное заведение выпустило около 470 офицеров армии и флота.

Особым родом службы для юношей дворян в XVIII в. была служба пажами при императорском дворе. Первое появление пажей и камер-пажей в России относится к 1711 г. В дальнейшем происходило закрепление этой традиции. Все пажи должны были приводиться к присяге, а средний срок их службы составлял около шести лет, камер-пажем – около четырех лет. Таким образом, срок службы молодых людей при дворе составлял около 10 лет. Однако были случаи и значительно более короткой службы и последующего производства в офицеры. Как правило, камер-пажи производились в поручики гвардии, реже в капитаны армии, пажи награждались чином поручика армии. Численность пажей и камер-пажей при дворе в разные периоды колебалась от 17 до 60 чел. До 1759 г. специальных учебных заведений для подготовки пажей нс существовало. Был лишь особый учитель – помощник кофмейстера, который должен был следить за поведением пажей, давать им знания, необходимые для их деятельности, и учить французскому и немецкому языкам, истории, географии, арифметике, верховой езде, танцам. Пажей, замеченных в безнравственных поступках или лени к учению, отчисляли от двора без права получения офицерского звания. В соответствии с Указом 1759 г. в России учреждался Пажеский корпус, что придало воспитанию и обучению пажей более систематический характер. Однако проект учебной части Пажеского корпуса был далек от традиций российского воспитания. Российский характер подготовке пажей придавала деятельность Комиссии об учреждении народных училищ в Российской империи (1782). Председателем Комиссии П. В. Завадовским был разработан проект обучения и воспитания пажей (1785), подписанный императрицей и введенный в действие.