Водоохранные зоны
В ВК РФ регулируются создание и использование водоохранных зон и прибрежных защитных полос, в том числе их ширина и правовой режим, который подвергается постоянному обсуждению.
Водоохранные зоны рек и иных водоемов устанавливаются для поддержания водных объектов в надлежащем состоянии, предотвращения их загрязнения, засорения и истощения, сохранения среды обитания животного и растительного мира.
Минимальная ширина водоохранных зон устанавливается для участков рек протяженностью от их истока: до 10 км – 50 м, от 10 до 50 км – 100 м, от 50 и более – 200 м. На территории городов и других поселений водоохранные зоны устанавливаются исходя из конкретных условий планировки и застройки по парапетам набережных в соответствии с утвержденными генеральными планами. Об установлении границ водоохранных зон, прибрежных защитных полос и режима ведения хозяйственной и иной деятельности в их пределах информируется население.
Установление зон не влечет за собой изъятия земельных участков у собственников земель, землевладельцев, землепользователей или запрета на совершение сделок с землей либо с водными объектами: собственники, владельцы, арендаторы обязаны соблюдать и обеспечивать установленный в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах специальный режим.
В пределах водоохранных зон запрещается применение химических средств борьбы с вредителями, болезнями растений и сорняками; размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов. На расположенных в пределах водоохранных зон приусадебных, дачных, садово-огородных участках должны соблюдаться правила их использования, исключающие загрязнение, засорение и истощение водных объектов.
В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными для водоохранных зон ограничениями запрещаются распашка земель, размещение отвалов размываемых грунтов, выпас сельскохозяйственных животных.
Участки земель прибрежных защитных полос предоставляются для размещения объектов водоснабжения, рекреации, рыбного и охотничьего хозяйства, водозаборных, портовых и гидротехнических сооружений при наличии договоров и решений на водопользование, в которых устанавливаются требования но соблюдению водоохранного режима. Согласно ч. 14 ст. 65 В К РФ на территории поселений при наличии ливневой канализации и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных.
Государственный надзор и контроль за соблюдением режима использования и охраны природных ресурсов и иной хозяйственной деятельности в прибрежных защитных полосах и водоохранных зонах осуществляется Росприроднадзором и органами исполнительной власти субъектов РФ.
Реформа местного самоуправления предполагает усиление роли муниципальных образований, где расположены прибрежные защитные полосы и водоохранные зоны, их органов местного самоуправления в распоряжении и управлении землями водного фонда и контроле за их использованием.
В границах водоохранных зон допускаются проектирование, размещение, строительство, реконструкция и эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования их сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов.
В связи с аварией на Саяно-Шушенской ГЭС привлечено внимание к водоохранным зонам искусственных сооружений, использованию вод для целей образования водохранилищ, производства электрической энергии, состоянию гидротехнических сооружений, аварийность которых в Российской Федерации превышает среднемировой уровень в 2,5 раза. Ежегодно на гидротехнических сооружениях происходит до 60 аварий.
Многие гидротехнические сооружения находятся в запустении, пребывают в бесхозяйном состоянии; идут споры об их принадлежности, о праве собственности на них, означающем и ответственность за их состояние. Актуальной задачей становится упрощение процедур постановки на учет бесхозяйных гидротехнических сооружений как недвижимого имущества и их закрепление за органами местного самоуправления [1].