Восприятие
Восприятие — это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Это активный процесс, в котором реализовано множество перцептивных действий для формирования адекватного образа предмета. Перцептивные действия — основные структурные единицы процесса восприятия у человека. Они связаны с сознательным выделением той или иной стороны чувственно заданной ситуации, а также различного рода преобразованиями сенсорной информации, приводящими к созданию адекватного задачам деятельности и предметному миру образа.
Восприятие многомодально, т.е. связано с несколькими анализаторными системами: мы часто воспринимаем и форму, и цвет, и запах предмета, и каков он на ощупь, и, возможно, на вкус. Восприятие обладает свойствами:
— системности, когда воспринимаются не только элементы, но и вся структура в целом (например, ноты и мелодия);
— предметности, когда мы связываем свойства предмета, доступные ощущениям, со всеми иными свойствами, известными нам;
- избирательности, когда мы воспринимаем один и тот же предмет по-разному. Если нарисовать на чистом листе бумаги такую фигуру — лестницу Шредера,
то кто-то увидит в ней лесенку, а кто-то — карниз здания;
- апперцепции (осознанности), когда наше восприятие зависит от нашего опыта, интересов, отношения к жизни, установки, настроения, знаний и т.п., а также и от работы подсознания (на этом свойстве восприятия основаны, в частности, проективные тесты);
- осмысленности и обобщенности, когда мы в состоянии на основе фрагментов увидеть целое;
— константности, т.е. относительного постоянства воспринимаемой величины, формы и цвета предмета при изменении расстояния до него, ракурса, освещенности.
Восприятие — саморегулирующееся действие, в котором принимает участие сознание человека. Ошибки восприятия, искажения восприятия многообразны.
Виды восприятия связаны с объектом отражения и его характеристиками: величиной, формой, объемностью, удаленностью. Есть восприятие времени, движения, восприятие человека человеком. В последнем случае (при восприятии человека человеком) очень сложно что-либо определить, систематизировать, поскольку здесь в наибольшей степени проявляется субъективность, уникальность и вообще личность как в психологическом, так и в социальном аспектах. Этот вид восприятия имеет место в таком виде деятельности, как общение, коммуникации.
Целостность личности
Общее свойство систем — целостность — определяется как совокупность элементов и отношений, взаимодействующих таким образом, что появляются новые свойства, качества, не присущие элементам.
Личность не есть некая застывшая форма, в ней и вес поведении отражается постоянная борьба рационального и эмоционального, добра и зла, желаний и самоограничения, других противоположностей, поиски места в жизни, смысла жизни, своей самоидентификации. В обычной жизни личность играет множество ролей в совокупности спектаклей, она для других и она сама для себя, наедине с собой — не всегда одно и то же, а чаще разное. Цельность личности можно трактовать как душевную гармонию, как минимум расхождений между "являюсь" и "кажусь". Признаками целостной личности являются отсутствие внутренних противоречий, внутриличностных конфликтов, наличие твердых убеждений, социально одобряемых принципов, высокая степень морального развития (по модели Колберга постконвенциональная степень морального развития), уровень самоактуализации в иерархии потребностей, по Маслоу, единство слова и дела. Возможны и проявления целостности личности со знаком минус: фанатизм, мания, полная аморальность (по мнению сторонних наблюдателей). Однозначная оценка не всегда возможна: мнения и оценки разных людей и общностей могут быть различны, мнения и сознание в целом поддаются манипуляциям, идеологизации, и является ли фанатическая преданность делу благом — это может быть видно только по прошествии времени, и то мнения могут расходиться.
Часто встречается явление двойной морали. Если глубинные, базовые этические нормы не соответствуют тому, что одобряется группой, тогда это определяется как лицемерие, ханжество, двойное существование (для себя и для других), двойные и более стандарты поведения. Двойная мораль — это противоречие между знанием и поведением, но может быть и выражением морального принципа "цель оправдывает средства" в сочетании с эгоистической или утилитаристской моралью, принципа "морально все, что мне полезно или доставляет удовольствие".
То, что внутри (в сознании и подсознании) — это базовая этика, мораль, скрываемые представления о добре и зле, справедливости и др. (и их негативные антиподы), вовне — безукоризненное знание и соблюдение этикета, демонстрация социально одобряемого поведения и владение ролью. Внешнее поведение определяется теми выгодами, которые сулит ожидаемое социумом или группой интересов поведение, или издержками, с которыми сопряжено неисполнение предписанной роли или ненадлежащее выполнение, от правовых до социальных санкций. Истинное лицо открывается в ситуации морального выбора, конфликта, кризиса, психотравмирующей ситуации, когда ставка слишком велика, чтобы ради нее скрывать истинное лицо. В типологии трудового поведения встречается такая его форма, как имитационное поведение.
Цельность личности — не однозначно понимаемое и одобряемое качество и основа поведения: например, если у начальника дурной характер и он не скрывает его на работе, то личность у него цельная, но неодобряемая его подчиненными и вредно влияющая на результаты труда. Организованная преступная группа (ОПГ) также является системой, обладающей свойством целостности: группа проявляет новые качества, способности, иные, чем у отдельных ее участников, можно говорить и о синергии, но это преступная система. Отличие ОПГ от социально полезной группы заключается в содержании этических норм и правил поведения, наполнении и смысле понятий добра и зла, справедливости, чести и других моральных категорий. Именно ОГЛАВЛЕНИЕ этих понятий и их применение позволяют отделить, по мнению общества, высокоморальных людей от моральных уродов. При этом мораль самой ОПГ, людей, в нее входящих, признается этим сообществом правильной, достойной и вполне оправдывающей их деятельность, что и подтверждает субъективность морали и ее оценок. Цельной личностью может быть и преступник.
Целостность личности (внутренняя целостность личности) -качество личности, отражающее ее способность в критических ситуациях сохранять свою жизненную стратегию, оставаться приверженной своим жизненным позициям и ценностным ориентациям.
Целостность — это когда человек имеет смелость посмотреть на вещи как они есть, сделать свои выводы и, если необходимо, сказать об этом.
Целостность личности не дается от рождения, а формируется в среде. Когда отношения со средой складываются благополучно, т.е. человек принимает среду, а она — его, то формируется нормальная, непротиворечивая, цельная личность. Чем устойчивее ценности личности, тверже ее убеждения, принципы, идеалы, тем более ярко проявляется и ее целостность.
Целостность личности чаще всего представляется в единстве трех составляющих: духовное богатство, моральная чистота и физическое совершенство. В психологической пауке оформились наиболее четко два подхода к пониманию целостности личности -как гармонии личности и как равновесия. Понятие гармонической личности раскрывается в единстве обозначенных составляющих. К. Г. Юнг рассматривает процесс поиска душевной гармонии, суть которого в достижении (восстановлении) психической целостности (индивидуализация, интеграция сознания, самопознание, интрапсихическое развитие). Е. В. Селезнева выделяет следующие психологические особенности целостной личности: 1) развитое самосознание, преодолевающее внутренние и внешние противоречия на основе общечеловеческих ценностей; 2) духовность как качество, которое позволяет осмысливать, переживать и присваивать высшие идеалы и ценности человека, социума и трансформировать деятельность в поведение, действия — в поступки; 3) социальная зрелость, т.е. способность принимать самостоятельные решения и нести за них личную ответственность, самостоятельно, продуктивно разрешать жизненные противоречия в соответствии с общими целями и нравственными идеалами; 4) гражданственность как сложное идейно-нравственное качество, основными элементами которого выступают патриотические и интернациональные чувства в их гармоническом единстве; 5) совесть как внутренняя диалогическая инстанция, обеспечивающая возможность вслушиваться в собственный внутренний голос и глубже понимать возможности собственного "Я"; 6) баланс между интеллектуальным (способствует стабилизации и устойчивости существования личности в меняющемся мире) и творческим потенциалом (возможность саморазвития).
Если вы имеете целью достижение некого результата и считаете, что для этого следует построить те или иные отношения с другой стороной, наука и практика деловой этики может предложить ряд методик, инструментов, алгоритмов, процессов, следуя которым, вы повысите вероятность достижения желаемого результата. Эти методы направлены на повышение дисциплины мышления и поведения на всех этапах подготовки и проведения делового взаимодействия, при этом необязательно быть в душе таким, каким вам предписывает ваша роль. При исполнении роли в процессе всего "спектакля" или его отдельных "актов" возможны следующие варианты.
Если человек таков, каким хочет казаться, это говорит о цельности его личности в том смысле, что он ведет себя так, как подсказывает ему его личностная этическая система, у него нет внутреннего конфликта между "быть" и "казаться". Его, скорее всего, воспринимают как искреннего, открытого, заслуживающего доверия человека.
При слабых актерских способностях исполнение роли будет выглядеть неестественно, вызовет сомнения в искренности намерений, недоверие и может послужить причиной краха. При неплохих актерских способностях, хорошем знании этикета и правильно выбранной методике, модели поведения и построения отношений человек успешно ведет процесс и прилично исполняет роль, а партнерам необходимо приложить усилия, чтобы понять, искренен он или просто хорошо притворяется.