Внешняя среда политической кампании

Представленная выше модель раскрывает самую общую внутреннюю логику развертывания политической кампании. И прежде чем мы перейдем к рассмотрению ее основных блоков, надо напомнить, что политико-управленческий процесс разворачивается не в вакууме, а в определенной социокультурной среде, в определенном месте и в определенное время, что самым непосредственным образом влияет на ход политической кампании.

Внешняя среда политической кампании многообразна и сложна, она включает систему институтов общества, культуру, настроения и ожидания людей и многое другое (рис. 4.2). Мы выделим наиболее значимые составляющие внешней среды и укажем на характер и степень их влияния.

Культура общества и политическая культура в частности. Культура – это сложившиеся в данном обществе представления о нормах поведения, правилах хорошего тона, красоте, добре и зле, справедливости и о многом другом, что в повседневной жизни помогает нам ориентироваться в окружающем мире, предвидеть действия других людей, оценивать происходящие события и т.д. Влияние культуры на действия участников политической кампании многогранно.

Во-первых, оно проявляется в потенциальной готовности ее участников воспроизводить общепринятые модели поведения (паттерны), культурные нормы. Эта потенциальная готовность является следствием усвоения культурных норм в ходе социализации. Усваивая модели поведения, принятые в рамках определенной культуры, человек воспроизводит их в своих действиях, он следует общепринятым нормативным предписаниям, которые как бы перемещаются во внутрь личности и постоянно подсказывают ему, как надо вести себя в той или иной ситуации.

Рис. 4.2. Факторы, влияющие на ход политической кампании

Если индивид ошибается или намеренно нарушает установленные культурой правила взаимодействия, то следует реакция других участников взаимодействия, которые своими замечаниями или более жесткими санкциями побуждают его к тому типу поведения, который санкционирован данной культурой. Постоянное регулирующее воздействие норм культуры, таким образом, осуществляется при помощи двух механизмов: внутреннего, когда мы испытываем неловкость, стыд, чувство вины и муки совести, если нарушаем принятые нормы общения; и внешнего, когда окружающие нас люди делают нам замечания, осуждают наши поступки, наказывают за них.

Фактор влияния культурных норм хорошо виден при сопоставлении политических кампаний, проводимых в различных странах. Так, избирательные процессы в демократических странах, при всех нюансах нормативного регулирования, очень похожи. Однако формы проведения избирательных кампаний отличаются. Например, в США участие супруги в избирательной кампании своего мужа считается само собой разумеющимся, а в России воспринимается массами, в лучшем случае, с недоумением.

Во-вторых, влияние культуры заключается в том, что субъект политической кампании вынужден ориентироваться на разделяемые большинством ценностные суждения, идеалы, представления о важном и значимом. Следует отметить, что выдвигаемые политические цели далеко не всегда согласуются с ценностями культуры данного общества, т.е. с представлениями о добре, порядочности, справедливости. Например, повышение авторитета государственного или политического деятеля, создание привлекательного образа государственного учреждения или политической партии, формирование электоральных предпочтений населения, оказание воздействия на политических оппонентов и политических противников представляют собой ярко выраженные устремления лиц и (или) групп получить более предпочтительные позиции в политическом пространстве, обрести дополнительные возможности для влияния на других людей, иметь доступ к значимым ресурсам.

Далеко не всегда подобные цели могут органично вписаться в коллективные представления о справедливости, равенстве, демократии, и вряд ли хоть одна политическая организация или группа в столь обнаженной форме озвучит подобные цели своей управленческой деятельности. В лучшем случае будет заявлено, что кандидат добивается поддержки населения, потому что знает, как можно улучшить положение дел в стране, и собирается работать, не щадя своих сил во имя интересов своих избирателей. В худшем – технологи будут вести активную работу по повышению авторитета того или иного политического деятеля, нс ставя в известность тех людей, на которых направлена их управленческая деятельность.

Таким образом, культура вынуждает инициаторов политических кампаний либо искренне выстраивать свою политику в соответствии с нравственными, социально-политическими ценностями общества, либо камуфлировать свои цели, создавать хотя бы видимость соответствия своей деятельности общечеловеческим ценностям.

В-третьих, влияние культуры в современном обществе не ведет к унификации деятельности инициаторов политических кампаний. Причина этого – в сложности самой культуры, включающей в себя множество субкультур. Так, в политической культуре современных обществ представлены, как правило, системы либеральных, социалистических, национальных, консервативных и иных ценностей. Они не только не соответствуют друг другу, но даже противоположны в интерпретации и оценке базовых принципов организации общества и государства. Политики, инициирующие политические кампании и ориентирующиеся на определенные сегменты массового политического сознания, вынуждены свои действия, декларированные цели, заявления приводить в соответствие с выбранной идеологической позицией. Только в этом случае они смогут найти необходимую поддержку своим решениям у соответствующих слоев населения.

Политическое институциональное пространство. Институты – это сложившиеся нормы, регулирующие определенные политические взаимодействия. Например, институт избирательного нрава представляет собой комплекс норм, регулирующих порядок волеизъявления граждан, конкурентную борьбу претендентов на государственные должности. Все основные политические институты регулируются системой правовых норм, нарушение которых влечет за собой применение санкций со стороны соответствующих государственных органов. Например, выборы в высшие государственные органы регулируются во всех странах соответствующими законами, накладывающими нормативные ограничения на действия как кандидатов, так и избирателей.