Восприятие

Все психические процессы, свойства и состояния связаны друг с другом в единое целое – психическую деятельность. Необходимость выделять элементы психического обусловлена принципом научной абстракции, когда в исследовании особое внимание уделяется наиболее существенному для поставленной задачи и условно игнорируется то, что является несущественным, т.е. выходит за рамки поставленной исследовательской задачи. Поэтому, как отмечалось выше, при изучении психики различают психические процессы, свойства и состояния скорее по необходимости – так удобнее исследовать психику, ее структуру и функции, особенно в лабораторных условиях. На практике же все психические процессы представляют собой систему взаимосвязанных элементов, и если какой-либо из них дает сбой, то психика стремится компенсировать потерю, например, усиливая недостаток зрения улучшением слуха, тактильной чувствительности и пр.

Восприятие в отличие от ощущений, которые позволяют человеку получать информацию об отдельных характеристиках окружающих его предметах, дает возможность воспринимать объекты как целое. На рис. 5.4 представлен эксперимент, который позволяет понять разницу между ощущениями и восприятием. Здесь показано, как экспериментатор дотрагивается до тыльной стороны руки испытуемого карандашом и просит ответить, что ощущает испытуемый. Учитывая, что тот не видит предмет, который касается его руки, он обычно говорит, что ощущает нечто острое, твердое, холодное и пр. Затем экспериментатор позволяет сжать карандаш в кулаке, после чего следует ответ, что это карандаш. Данный эксперимент иллюстрирует переход психики с уровня ощущений на уровень восприятия.

Рис. 5.4. Демонстрация различий таких психических процессов, как (а) ощущения и (б) восприятие

Восприятие как психический процесс тесно связано с другими психическими процессами. Если ощущения дают человеку информацию об отдельных характеристиках окружающих его предметов, то на уровне восприятия они отражаются в психике как целостные объекты. Причем человек легко соотносит их с определенными классами похожих объектов, что ему позволяет сделать мышление. Человек в этом случае часто называет предмет определенным словом, что возможно благодаря речи. Восприятие – осознанный процесс. Восприятия не бывает без ощущений и без объекта, который воспринимается. Основными свойствами восприятия психологи считают активность, предметность, целостность, константность, структурность, осмысленность, абстракцию, апперцепцию и др. Основным отличием восприятия от ощущения является предметность и целостность, т.е. целостное отражение в сознании всех свойств объекта.

Как отмечалось выше, восприятие не является простым суммированием отдельных ощущений. Кроме непосредственных ощущений в процессе восприятия большую роль играет предыдущий опыт субъекта, поскольку происходит осмысление того, что человек воспринимает. Таким образом, восприятие осуществляется не только на основе ощущений, но и при непосредственном участии мышления и памяти.

Одной из ключевых в исследовании восприятия является проблема распознавания образов. Суть ее состоит в том, чтобы определить, как внешние стимулы преобразуются в осмысленные образы и как человек узнает объекты и других людей, несмотря на то что они, как правило, не находятся в статичном состоянии, а движутся, меняют место своего расположения, воспринимаются человеком под разными углами и пр.

Многие психологи отмечают, что процесс восприятия тесно связан с двигательной активностью человека. Это наблюдается при совмещении разных типов восприятия, например при рассматривании и одновременном ощупывании предметов. О том же свидетельствуют движение глаз, а также проговаривание звуков при восприятии речи других людей. По сравнению с остальными психическими процессами восприятие некоторыми психологами оценивается как некая интегральная психическая функция, составляющая своего рода базовый компонент психики. Вследствие этого восприятие иногда называют перцептивной системой человека.

Целостное восприятие объектов требует выделения из всего комплекса воздействующих признаков (цвет, форма, вес, вкус и др.) так называемых основных, или ведущих, с одновременным отвлечением субъекта от несущественных признаков. Данный процесс называется абстракцией. При подключении к восприятию памяти происходит узнавание объекта. Но при резком снижении памяти, например в результате травмы, восприятие оказывается малоэффективным и существенно осложняет продуктивную деятельности человека, лишает его способности узнавать окружающие предметы, людей, а значит, правильно осмысливать ситуацию, принимать решения, выполнять какие-то сложные действия но прогнозированию или планированию будущего.

Предметность восприятия – это способность воспринимать объекты, окружающие человека, не только в форме отдельных ощущений, но и в виде предметов. Некоторые психологи считают предметность восприятия психическим свойством, которое не дается человеку от рождения, а формируется в процессе развития[1]. У ребенка формирование предметности окружающего мира происходит в результате полноценной двигательной активности, взаимодействия предметов и его развивающегося сознания, с участием всех анализаторов и в процессе интеграции получаемой информации в структурах головного мозга.

Одним из основных научных достижений в изучении восприятия считается открытие так называемого фи-феномена, обнаруженного немецким психологом Максом Вертхаймером. Он провел серию экспериментов по изучению восприятия движения, используя стробоскоп и тахистоскоп, позволяющие предъявлять испытуемым последовательно (один за другим) два раздражителя, например две прямые линии или две лампочки, причем с различной скоростью. При оптимальном интервале времени между загорающимися лампочками (150 мс) испытуемый воспринимал движение света от первого источника ко второму как неразложимое на элементы, "целостное". Это противоречило взглядам В. Вундта, в соответствии с которыми любые ощущения можно разложить на некие элементы. Однако наблюдаемое "чистое" движение нельзя было описать как сумму элементарных ощущений, результат "сложения" двух или нескольких элементов, которые сами по себе находятся в статичном состоянии[2]. Этот феномен Вертхаймер в 1912 г. описал в одной из статей. Позже было проведено много подобных опытов, и всегда появлялся фи-феномен, причем не как соединение отдельных сенсорных элементов, а как "динамическое целое".

Тем самым была продемонстрирована целостность восприятия – одно из важных его свойств, проявляющееся в том, что даже при неполном восприятии отдельных характеристик объекта человек способен мысленно достраивать воспринимаемые части до целостного образа объекта. Очевидно, что это свойство реализуется при участии таких психических процессов, как мышление и воображение.

Структурированность (структурность) восприятия – еще одно его свойство, которое проявляется в том случае, если речь идет не о мгновенном, а о продолжающемся определенное время восприятии объекта. Так, человек не может мгновенно воспринимать как целое музыкальную мелодию или фразу, сказанную другим человеком. Но по нескольким нотам или словам он может узнать мелодию, если слышал ее раньше, или понять смысл фразы, которую человек еще не закончил.

Пример

Данное свойство восприятия опытные маркетологи и рекламисты учитывают при выборе рекламного носителя: ведь текст, написанный на билборде или брандмауэре, требует для своего восприятия намного больше времени, чем цветная фотография или контурный рисунок. Скажем, если человеку нужно прочитать и представить в виде зрительного образа текст: "На фоне голубого неба и яркого солнца по зеленой траве бежит босоногий мальчик в белой рубашке", – то на это уйдет намного больше времени, чем, если данный образ "создать" в его голове с помощью яркой цветной фотографии. Более того, использование зрительного образа, к примеру, в наружной рекламе эффективнее, поскольку напечатанный текст многие зрители воспримут по-разному: одни увидят мальчика-брюнета, другие – блондина.

Следующим свойством является константность восприятия – относительное постоянство воспринимаемых свойств объекта при изменении условий, в которых он воспринимается человеком. Например, это свойство проявляется в известном каждому из нас явлении перспективы. Движущийся вдалеке объект (автобус, лошадь, грузовик и др.) опознается нами как объект больших размеров, хотя на сетчатке глаза, через которую первичная информация поступает в мозг, изображение объекта оказывается меньше, чем, если бы человек находился рядом с ним. Тарелка, стоящая на столе в противоположном конце комнаты, отображается на сетчатке глаза в виде эллипса. Но если спросить человека, какой она формы, он ответит: круглая. Разумеется, это произойдет лишь в том случае, если человек видел тарелку раньше и запомнил ее форму.

Благодаря константности восприятия люди воспринимают окружающий мир как совокупность относительно постоянных объектов. Константность проявляется в отношении цвета, размера объектов, их формы, занимаемого в пространстве места и т.д. Однако, например, при изменении освещенности помещения реальное ощущение цвета меняется, что можно продемонстрировать в лабораторном психологическом эксперименте. Тем не менее на уровне восприятия человек назовет цвет этого предмета конкретным словом, скажем, "черный", "красный", "зеленый" и др. Следовательно, константность восприятия тесно связана с его осмысленностью, а само восприятие – с такими психическими процессами, как речь и мышление.

Все эти свойства восприятия в одних случаях способствуют эффективной практической деятельности человека, в других – вызывают так называемые иллюзии восприятия. Для общей психологии понятие "иллюзии восприятия" имеет не только практическое, но и теоретико-методологическое значение. В этом случае вопрос адекватности-неадекватности восприятия приобретает глубокий философский смысл и до сих пор является предметом многочисленных дискуссий между специалистами.

Точность и адекватность восприятия зависит не только от воспринимаемых объектов, но и от самого человека, его опыта. Восприятие всегда субъективно, однако это не означает, что оно ошибочно. Если нормального человека попросить указать, в какой клетке сидит заяц, а в какой – крыса, то он сделает это правильно. Но если попросить его сказать, кто из них быстрее бегает вне клетки, он может ошибиться или сообщить то, что когда-то услышат от других людей. Влияние индивидуального (и коллективного) прошлого опыта на восприятие субъектом окружающего мира психологи называют апперцепцией. Очевидно, что в разных ситуациях апперцепция восприятия может приобретать положительное или отрицательное значение для эффективной деятельности человека. Это также является психологической проблемой, которую психологи решают как на фундаментальном научном, так и на прикладном уровне.

Предыдущий опыт может помогать восприятию, но может и мешать ему. Например, в условиях восприятия людьми друг друга (социальная перцепция), они часто приписывают партнеру свойства, которыми тот не обладает. В частности, в качестве причины того или иного поступка собеседника выбирается та, которая человеку кажется наиболее вероятной. Это явление рассматривается в социальной психологии в рамках специальной теории, которая называется теорией каузальной атрибуции[3].

К основным свойствам восприятия как психического процесса следует отнести его активность, или избирательность. Данное свойство проявляется в том, что в конкретный момент времени человек может воспринимать лишь один объект или группу объектов, игнорируя другие объекты окружающего мира. В этом случае возникает явление, которое в психологии называют "фигурафон". Следует подчеркнуть, что при изучении данного явления восприятие часто рассматривается одновременно с другим, не менее важным психическим процессом, таким как внимание.

Многие психологи различают виды восприятия, например, по тому, какой анализатор (модальность) в процессе восприятия окружающего мира начинает играть ведущую роль. В этом случае говорят о зрительном, слуховом, осязательном (кинестетическом), обонятельном и вкусовом восприятии. Такое различение видов восприятия в ряде случаев оказывается полезным и необходимым. К примеру, оказываясь в кромешной темноте, человек строит образ окружающего мира на основе слухового восприятия, а сталкиваясь с незнакомым объектом, многие люди пытаются ощупать его, понюхать или попробовать на вкус и т.д.