Власть
Существует немало различных определений мотива власти, но во всех этих определениях подчеркивается внутреннее желание и стремление человека, обладающего мотивом власти, контролировать то, что происходит вокруг него, управлять соответствующими событиями и их участниками. Другими словами, мотив власти выражается в явном желании человека руководить, управлять, повелевать, распоряжаться людьми, контролировать их поведение, решать за них их судьбу.
Люди, имеющие сильно выраженный мотив власти, сами активно стремятся к власти, получают видимое удовольствие от того, что имеют власть над другими и практически ею пользуются. Такие люди всегда стараются занимать руководящие посты, являются активными участниками различных политических движений и общественных организаций, причем, участвуя в их деятельности, обычно не довольствуются ролью рядовых членов, а стремятся возглавить соответствующее движение или организацию. В социальных группах и коллективах, к которым эти люди принадлежат, они стремятся стать лидерами и сохранить за собой это положение.
Есть, однако, различные мнения о ценности (моральной оправданности) наличия или отсутствия у человека мотива власти, его стремления получить и удержать власть над другими людьми. Одни ученые относятся к наличию у человека такого мотива более или менее нейтрально, считая, что мотив власти сам по себе не характеризует человека ни как хорошего, ни как плохого, ни как морального, ни как аморального. Они считают, что все дело в том, для чего и каким образом данный человек стремится получить и сохранить в своих руках власть, как он ею намерен распорядиться или реально распоряжается. Если выясняется, например, что власть человеку необходима только для того, чтобы удовлетворять свои амбиции или извлечь из обладания властью выгоду лично для себя, игнорируя интересы других людей, то такое стремление к власти вряд ли может стать морально оправданным. Однако если человек стремится к власти для того, чтобы, воспользовавшись ею, принести пользу другим людям — тем, кто от него зависит, то такое стремление представляется морально оправданным.
Имеется, однако, и иная, более жесткая, бескомпромиссная и однозначно негативная точка зрения по данному вопросу. Дело в том, что ярко выраженный мотив власти как мотив социального поведения часто обнаруживается у тех людей, которых характеризуют как авторитарных личностей. Такая личность не просто стремится к власти, но старается приобрести ее и воспользоваться ею для того, чтобы подавить и эксплуатировать других людей. Если это так, то вопроса о том, оправдан или не оправдан данный мотив в моральном плане, не возникает: очевидно, что в данном случае это будет характеризовать личность как аморальную.
У некоторых детей и взрослых людей мотив власти может превратиться в устойчивую черту личности и сочетаться в структуре личности с жестоким обращением с людьми, зависимыми от данного человека, более слабыми, чем он сам, вынужденными в силу сложившихся обстоятельств подчиняться ему. Поскольку склонность к авторитаризму некоторыми западными и американскими учеными, особенно после окончания Второй мировой войны, определенно связывалась со склонностью к фашистской идеологии, постольку и стремление к власти как мотив ими рассматривалось как негативная и крайне нежелательная черта личности.
Впервые на существование у человека мотива власти как отдельной потребности обратили внимание А. Адлер, Э. Фромм, Г. Меррей. Д. Верофф. А. Адлером этот мотив был объявлен одним из главных мотивов человеческого социального поведения вообще. Стремление и получение власти над людьми, по Адлеру, особенно выражено у тех, кто имеет комплекс неполноценности. Использование власти, по Адлеру, способно нейтрализовать, устранить этот комплекс. Человек, получивший власть над теми, по отношению к кому он раньше испытывал комплекс неполноценности, избавляется от него, так как теперь он этих людей явно превосходит и не он, а они должны ему завидовать.
Этологи и зоопсихологи полагают, что мотив власти имеет свой аналог среди животных и проявляется в форме стремления и борьбы животных за то, чтобы стать вожаком в стаде. С точки зрения некоторых этологов, этот мотив является врожденной потребностью и, более того, может играть положительную роль в борьбе за существование и выживание наиболее приспособленных к жизни живых существ. Такой позиции придерживался, например, К. Лоренц.