Виды взаимодействий в системе корпоративной социальной ответственности
Поскольку социальная система функционирует как сеть отношений взаимодействия, то каждый отдельный элемент системы, субъект КСО, реализуя собственные интересы, неизбежно затрагивает интересы тех, с кем он взаимодействует.
Можно назвать следующие типы взаимодействия:
• равноправное сотрудничество между элементами и подсистемами;
• кооперативное взаимодействие;
• функциональное иерархическое взаимодействие между элементами и подсистемами, связанными иерархией соподчинениости;
• конкурентное взаимодействие – подсистемы находятся в состоянии конфронтации.
При реализации КСО встречаются все виды взаимодействия: равноправное сотрудничество между субъектами одного уровня в организации; кооперативное – в процессах производства и управления, складывающееся в силу разделения труда; функциональное иерархическое, непосредственно вытекающее из сути управления; конкурентное, возникающее как внутри организаций, так во внешней среде, связанное с распределением ограниченных ресурсов.
Существуют четыре основных функциональных императива социальных систем: сохранение образца, интеграция, достижение цели, адаптация. Функцию сохранения образца, по мнению автора, можно сравнить с инерцией в механике – она заключается в том, что социальные системы проявляют тенденцию к сохранению своих структурных образцов.
Инерционные тенденции социальной системы противоречат ее потребностям, возникающим в результате реакции на различные ситуации; направленное изменение ослабляет противоречие между потребностями системы и теми условиями внутри окружающих систем, которые влияют на их удовлетворение. Поэтому функция достижения цели, в отличие от функции сохранения образца, существенным образом связана с конкретной ситуацией. Отличительной особенностью социальных систем является множественность целей. При единственной цели система может быть мобильной, при множестве – необходим известный уровень инерционности для перестройки всей системы целей и способов их достижения. Инерция обеспечивает самосохранение системы.
Предлагается три императива: целеполагание; внутренняя и внешняя интеграция; адаптация к требованиям внешней среды. Кроме того, достаточно отчетливо прослеживается четвертый императив – дезинтеграция общей цели в соответствии с функциональными обязанностями субъектов КСО, предшествующая интеграции их действий в процессе реализации общей цели.
Адаптивная функция системы определяется как обеспечение ее функционирования свободными ресурсами независимо от того, для какой конкретной цели они используются. При наличии одной цели проблема оценки полезности ресурсов сводится к вопросу о том, насколько они подходят для достижения цели. В случае множественности целей одни и тс же ограниченные ресурсы могут быть использованы по-разному. Важно, что использование для достижения одной цели ограничивает их применение для достижения других. Расширение состава субъектов и объектов КСО увеличивает набор альтернатив. Необходимо отметить, что наряду с множественностью целей имеет место разнообразие конкретных средств и ресурсов, предназначенных для их достижения. В сложных социальных системах свобода распоряжения средствами обеспечивается институционализацией денег и рынков.
Научно доказано, что адаптация соотносится с целями и ценностями системы. Она может состоять либо в пассивном принятии условий при минимизации риска, либо в активном влиянии на условия. В случае КСО организация стремится активно действовать, для того чтобы управлять ситуацией и формировать то окружение, которое будет способствовать ее успешному функционированию и устойчивому развитию. Адаптационная функция проявляется в активной форме – адаптирующей, в отличие пассивной – собственно адаптационной.
Для реализации КСО через создаваемую продукцию, оказываемые услуги, корпоративные ценности организация должна активно воздействовать на среду, в противном случае она утратит свою индивидуальность в процессе приспособления к социальным требованиям внешнего и внутреннего окружения.
Функция интеграции в иерархии управления располагается между функциями сохранения образца и достижения цели и касается взаимного приспособления подсистем с точки зрения их содействия эффективному функционированию данной системы как целого. Это связано с отношением к задаче сохранения образца, равно как и к внешней ситуации, через процессы достижения цели и адаптации. Несомненно, иерархичность является непременным атрибутом управления любого уровня и любыми процессами.
С интеграцией управления дело обстоит сложнее именно в той части, где управленческое воздействие нс может быть прямым, а носит рекомендательный характер. Таким образом, в отношении КСО можно говорить о координации как одной из форм интеграции управления.
Одним из важных аспектов системного подхода к исследованию социальных систем является решение вопроса о факторах системности и механизмах, которые обеспечивают сохранение качественной специфики систем в процессе их функционирования и развития.
Рассмотренные положения, характеризующие системный подход к управлению социальных систем, позволяют рассмотреть соподчиненность понятий, характеризующих КСО, и соответствующих им социально-экономических явлений.
Субъектом КСО является организация, выполняющая различные роли, такие как: участник гражданского общества, производитель, работодатель, инвестор, объект инвестиций, участник конкурентной борьбы, участник социального развития. Соответственно этим ролям ОГЛАВЛЕНИЕ социальной ответственности включает:
• соблюдение законов, норм общественной жизни;
• выпуск безопасных товаров, установление справедливых цен, эффективное использование ресурсов, обеспечение безопасности и соблюдение экологии на производстве;
• заботу о материальном положении работников, соблюдение их прав;
• учет социально-экономического эффекта инвестирования;
• защиту интересов инвесторов, предоставление достоверной информации;
• отказ от неэтичных конкурентных методов, неучастие в ограничении конкуренции;
• стимулирование и поддержку инноваций, признание ответственности за влияние на качество жизни окружения.
Объект КСО имеет сложную структуру – предприятие ответственно за характер и результат своей деятельности перед акционерами, работниками, управленцами, кредиторами, потребителями, поставщиками и деловыми партнерами, местным сообществом, органами государственной власти и управления.
В настоящее время разработаны и действуют стандарты прозрачности и отчетности, которые отражают эти показатели и правила предоставления информации о социальной ответственности и деятельности корпораций:
• SA 8000 (Социальная отчетность 8000), включает стандарты и программы мониторинга по следующим аспектам: рабочее время; зарплата и льготы; свобода объединения и заключения коллективного договора; система управления; детский труд; принудительный труд; отсутствие дискриминации по полу, расовым признакам и др.; здравоохранение и безопасность; дисциплина;
• АА 1000 (отчетность для прозрачности) – разработан Институтом социальной и этической ответственности в 1999 г., используется для оценки этических результатов деятельности корпораций, в основном в разрезе трудовых отношений и охраны окружающей среды; включает набор критериев и процедуры организации и проведения социального и этического аудита;
• GRI (Глобальная инициатива по отчетности) – инициирована Коалицией экологически ответственных экономик (CERES) в 1997 г., в 1999 г. опубликован проект руководящих принципов составления корпоративных отчетов; содержит набор принципов подготовки отчетов по устойчивости корпораций, включающих социальные и экологические индикаторы;
• Саншайн (стандарты по составлению корпоративных отчетов для стейкхолдеров) – разработаны Альянсом Стейкхолдеров (объединяет организации по защите прав потребителей, экологические и религиозные некоммерческие организации) – используются при составлении ежегодных корпоративных отчетов для стейкхолдеров; содержат принципы подбора и предоставления информации для отчета: о продукции и услугах; о гарантиях занятости, безопасности и здравоохранения, равных возможностях при найме; о структуре собственности, финансовых показателях; налоговых выплатах; созданных рабочих местах; инвестициях; благотворительной деятельности; о госзаказах; о штрафах.
Рассмотренные стандарты могут применяться к организациям любых размеров во всех видах деятельности.
В США и Англии в целях показателя социальной ответственности используется Социальный индекс Домини 400 – это индекс цен на обыкновенные акции 400 компаний США, отобранных после оценки по социальным и экологическим параметрам: экологические (переработка отходов, снижение выбросов и др.); оценка продукции (судебные процессы, доходы от алкоголя и др.); взаимодействие с обществом (благотворительность, программы для нуждающихся); отношение к сотрудникам (к профсоюзам, участие в прибыли); политика в отношении женщин и представителей нацменьшинств (прием на работу).