Виды управления могут определяться исходя из используемых методов управления
Общие и специальные функции управления на предприятии реализуются с помощью совокупности методов управления: организационных, административных, экономических и социально-психологических. Они представляют собой способы воздействия субъектов управления на его объекты с целью принуждения последних действовать эффективно для достижения целей предприятия.
Любой метод независимо от его направленности и содержания имеет организационную форму, за которой стоит социальное, властное, психологическое, экономическое воздействие и ОГЛАВЛЕНИЕ. Выбор метода зависит от способов организации управляющих воздействий. ОГЛАВЛЕНИЕ организационных воздействий субъекта управления включает: постановку задачи и установление критериев и сроков ее выполнения; наделение полномочиями и ресурсами; установление ответственности; мотивацию и инструктаж объекта управления; координацию деятельности; учет и контроль исполнения.
Организационные воздействия подразделений и элементов управления предприятием в значительной мере основаны на использовании административного права, нормы которого определяют законодательные акты. Посредством же организационных методов подсистема управления создает необходимые условия для функционирования и развития организации. Они носят пассивный характер, так как предназначены для создания условий, определяющих направление и характер ее деятельности. С помощью этих методов организация (в частности, предприятие, бизнес-организация) учреждается, проектируется и ориентируется на решение определенных задач. Ее деятельность регламентируется и нормируется на основе обеспечения нормативной документацией, фиксирующей расстановку сотрудников, их права, обязанности, специфику поведения в различных ситуациях. В группу этих методов входят методы формирования управленческих и организационных структур, методы создания трудовых коллективов, методы подготовки и проведения общественных мероприятий.
Ключевым направлением совершенствования организационных методов является придание им активного характера, т.е. активизация их в реализации процесса управления. Суть активизации заключается в том, что система обезличенных целей организации и ее подразделений уточняется, дополняется и корректируется в процессе взаимодействия между отдельными уровнями и подразделениями управления и в конечном итоге конкретизируется применительно к каждому коллективу и работнику. Именно на эти цели ориентируется деятельность работников предприятия, а их достижение стимулируется административными, экономическими, социальными и другими методами.
В отличие от организационных, административные методы имеют активный характер. На их основе осуществляется непосредственное воздействие на производственно-хозяйственную деятельность. Они ориентированы на прямое принуждение поведения работников в интересах предприятия или на создание возможности такого принуждения. Административные методы поэтому часто называют методами властной мотивации. На их основе осуществляются организационно-стабилизирующие воздействия, а сами они являются способами осуществления организационной работы. Их используют в конкретных ситуациях. В состав административных методов входят приказы, распоряжения, указания и другие формы воздействия в устной и письменной форме. При этом важна конкретность распорядительной деятельности, четкость и конкретность используемых документов, их адресность и направленность. Организационно-стабилизирующие и распорядительные воздействия должны дополняться дисциплинарными воздействиями, которые предназначены для поддержания функционирования предприятия посредством дисциплинарных требований и системы ответственности.
Важное место в системе методов воздействия на участников хозяйственной деятельности предприятия или бизнес-организации принадлежит экономическим методам. Очевидно, что отношения управления определяются прежде всего экономическими отношениями и лежащими в их основе объективными потребностями и интересами людей. В соответствии со структурой последних различают две группы экономических методов управления, которые действуют в единстве: методы прямого и косвенного воздействия на членов организации. Эти методы реализуются с помощью различных экономических инструментов.
Методы прямого экономического воздействия на участников хозяйственной деятельности организации называют в литературе прямым экономическим расчетом; они основаны на прямом распределении материальных, трудовых и денежных ресурсов. Механизм действия прямого экономического расчета на предприятии предусматривает выбор оптимальных вариантов плана производства продукции как для него в целом, так и для структурных подразделений; распределение имеющихся ресурсов в соответствии с выбранным вариантом плана; обеспечение материально-технического снабжения, подготовки производства, разделения труда, концентрации, специализации, кооперирования и комбинирования, повышения эффективности производства и т.д. Это предполагает формирование на предприятии систем экономических показателей, отражающих его цели и задачи. Используемые показатели подразделяются на натуральные и стоимостные; количественные и качественные; учетные, регулирующие и стимулирующие. При построении системы показателей для конкретного предприятия и его подразделений необходимо учитывать все их свойства, экономическую природу, функциональную и экономическую роль. Система показателей должна отражать ОГЛАВЛЕНИЕ экономических процессов, происходящих в организации, позволять воздействовать на них и соответствовать признакам системности. При этом следует учитывать, что каждому уровню управления присуща своя особая система показателей, отражающая взаимосвязи ступеней иерархии управления.
Методы косвенного экономического воздействия, основанные на использовании рыночных, товарно-денежных отношений, принято называть коммерческим, хозяйственным расчетом. Главные требования коммерческого расчета – соизмерение затрат с результатами производственно-хозяйственной деятельности, т.е. возмещение расходов доходами и обеспечение прибыльности. При функционировании хозяйственного расчета на предприятии важно определить степень участия каждого его подразделения и отдельного работника в общих результатах, построить для этого систему показателей. Особое значение здесь имеет ориентация подразделений на эффективное производственное использование ресурсов, выявление и привлечение ресурсных резервов.
Социально-экономические методы подразделяются на воспитательные и социально-психологические. Они содержат разнообразный арсенал способов и приемов, разрабатываемых социальной психологией, социологией, психологией личности, психологией труда, педагогикой и другими науками. В числе этих методов выделяются: социальное прогнозирование, социальное планирование, стимулирование инициативы и интереса к труду, методы формирования и стабилизации коллектива, регулирования групповых отношений, преобразования конфликтных ситуаций, регулирования межличностных отношений. Их реализация предполагает проведение исследований с помощью специальных приемов: наблюдения, анкетирования, психологического изучения профессий, тестирования, опроса. В современных условиях такая деятельность осуществляется с помощью внутриорганизационного маркетинга, целью которого является удовлетворение потребностей работника, связанных с трудом.
Методы управления никогда не используются изолированно. На практике всегда совмещается несколько методов. Поэтому важно, чтобы они составляли единую систему, эффективное использование которой могло послужить основой для оптимального функционирования подсистемы управления организацией.