Виды стимулирования
Воздействие стимулирования основано на учете и использовании определенных мотивационных факторов. Эти факторы влияют на решение человека присоединиться к организации и на интенсивность его усилий. Они различны по природе и при определенных условиях могут приобрести стимулирующее значение. В мотивационных факторах потенциально содержатся стимулы. Каждой организации, для того чтобы обеспечить и поддерживать необходимый уровень участия персонала, необходимы стимулы разных типов. Можно назвать следующие виды стимулирования, выделенные по различным основаниям: (1) объективное и субъективное; (2) прямое и косвенное; (3) материальное и нематериальное; (4) конкретное и общее; (5) позитивное и негативное (рис. 6.5).
Рис. 6.5. Виды стимулирования
Объективное и субъективное стимулирование
По источнику стимулы бывают объективными и субъективными. К объективным стимулирующим факторам относятся физические, экономические, технологические, организационные условия трудовой среды. Субъективные стимулы исходят от социального окружения посредством воздействия различных субъектов (индивидов и групп). Влияние на работников может быть оказано со стороны социума, коллектива, менеджеров, членов рабочей группы (команды), родных и близких людей. Можно сказать, что объективные стимулы связаны с условиями и организацией труда, субъективные – с оценками, отношением, поведением других людей.
Необходимо различать субъективный и объективный аспекты стимулов. Некоторые общеизвестные стимулы, например деньги, рабочие часы, условия труда, носят явно объективный характер, однако они могут по-разному восприниматься субъективно. Поэтому человека, находящегося под влиянием определенных мотивов, можно привлечь к участию в организационной деятельности посредством определенной комбинации значимых для него стимулов.
Прямое и косвенное стимулирование
Эти виды стимулирования различаются по способу воздействия. Стимулирующие факторы могут применяться менеджментом по отношению к человеку или группе за конкретные результаты работы и желательное организационное поведение. Это – прямое стимулирование. Косвенное же стимулирование заключается в создании ситуаций, через потребности, интересы и эмоции персонала побуждающих его к нужному поведению. Таковыми могут быть ситуации создания соответствующего актуальным целям организации морально-психологического климата, делегирования полномочий, демократизации управления, создания самоуправляемых команд и т.п.
Материальное и нематериальное стимулирование
По свойствам воздействия применяемые стимулы бывают материальными и нематериальными. Несомненно, потребности человека требуют материального стимулирования. Когда доходы человека находятся на уровне прожиточного минимума, воздействие материальных стимулов обычно является очень сильным. Чем меньше человек зарабатывает, тем важнее для него размер заработной платы. Низкооплачиваемые работники зависят от любого дополнительного заработка. Но если базовые физиологические потребности удовлетворены, материальные стимулы для большинства людей слабеют. Чем больше люди зарабатывают и чем больше они увлечены тем, чем занимаются, тем меньше их интересуют деньги. Однако все же денежные доходы указывают на социальный статус человека, а косвенно и на уровень сто личного развития.
Поскольку конкуренция высококвалифицированного персонала становится все более острой, одни материальные стимулы не могут обеспечить приток на работу необходимых специалистов. Если человек не стеснен в средствах, то чувство благополучия для него более важно, чем деньги. На его благополучие больше влияют человеческие отношения, взаимное доверие и ощущение того, что его ценят и относятся к нему справедливо. Его волнует признание заслуг и свобода действий, т.е. возможность влиять на процесс своего труда, возможность обучиться чему-то новому и более полно реализовать свой потенциал. Поэтому материальные стимулы способны оказать воздействие лишь в сочетании со стимулами нематериального характера. Нематериальные стимулы – знаки отличия, престиж, личная власть и доминирующая позиция являются не менее важными для деятельности и развития людей и организаций.