Воспитательные дома
Влияние западноевропейских образовательных традиций на российское образование нашло отражение в проекте воспитательных домов, автором которого был Иван Иванович Бецкой (1704–1795). Он родился в Стокгольме и являлся внебрачным сыном князя И. Ю. Трубецкого. Воспитание И. И. Бецкой получил за границей в доме своего деда барона Вреде, учился в Копенгагенском кадетском корпусе, служил в датской кавалерии, путешествовал по Европе. В начале 20-х гг. XVIII в. И. И. Бецкой впервые приехал на Родину своего отца, в Россию. Вскоре он снова уехал за границу, возвратился в 1741 г. в Россию, которую ему вновь было "рекомендовано" покинуть. В 1747–1761 гг. он проводил время за границей, где увлекся идеями французского Просвещения. Условия своего рождения, воспитания и обучения, а также влияние европейских образовательных традиций привели И. И. Бецкого к мысли о приоритетности в формировании человека общественного, а не семейного воспитания. С этой целью он предложил повсеместно в России открывать воспитательные дома, которые постепенно должны были сформировать "новую породу людей". Под этой категорией людей И. И. Бецкой понимал, прежде всего, "новых отцов и матерей", обладавших "новой" нравственностью, и "новых граждан". Получив на первых порах поддержку императрицы Екатерины II, И. И. Бецкой в 1763–1770 гг. создал воспитательные дома благородных девиц, такие же учреждения при кадетских корпусах, Пажеском корпусе, Академии художеств, а также Московский и Санкт-Петербургский воспитательные дома и др. Воспитание, которым занимались преимущественно иностранцы, не знавшие русского языка, дополнялось изучением арифметики, географии, рисования, иностранного языка, домоводством, освоением некоторых ремесел. Воспитательные дома юноши и девушки покидали в возрасте 18–20 лет. Кроме того, были открыты дома для младенцев, куда любой человек мог продать грудного ребенка, получив за это определенную сумму. Дети таким образом лишались родителей, прошлого, получали новую биографию и воспитывались в духе благодарности организаторам воспитательных домов. Как следует из первых проверок деятельности воспитательных домов, смертность детей в них превышала 60–68%, что объяснялось И. И. Бецким "трудностями начального периода". Таким путем планировалось в России формировать "новую породу людей". Неудивительно, что уже к началу 1770-х гг. императрица пересмотрела свое отношение к самой идее воспитательных домов, и часть из них была закрыта, а часть полностью реорганизована.