Виды мер административного пресечения
Доставление представляет собой принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении, если невозможно его составить на месте выявления административного правонарушения, а составление протокола является обязательным (ст. 27.2 КоАП).
Принудительному препровождению в вышеуказанных целях подлежит также судно и другие орудия совершения административного правонарушения при совершении правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ, а также при нарушениях таможенных правил во внутренних морских водах и в территориальном море. В этих случаях суда и другие орудия совершения административного правонарушения подлежат доставлению в порт РФ, а иностранные суда - в один из портов РФ, открытых для захода иностранных судов (см. п. 8, 101 ч. 1 ст. 27.2 КоАП).
Физическое лицо доставляется для составления протокола об административном правонарушении. Причем протокол о применении данной меры обеспечения производства по делу может быть составлен наряду с протоколом об административном задержании после принудительного препровождения доставляемого в служебное помещение, либо о доставлении вносится соответствующая запись в протокол об административном задержании (см. ст. 27.4 КоАП) или в протокол об административном правонарушении (см. ч. 3 ст. 27.2 КоАП). Протокол составляется с целью установления доказательств по делу. Следовательно, после доставления нарушителя в соответствующее служебное помещение судье, органу, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, предстоит установить существование и обоснованность доказательств, а также подтвердить наличие или отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (см. ст. 24.5 КоАП). Таким образом, очевидно, что составление протокола предваряет последующие процессуальные действия, поэтому по смыслу ст. 27.2 КоАП подразумевается доставление лица, в отношении которого ведется производство по указанному делу (лица, подозреваемого в совершении административного правонарушения).
Доставляемый задерживается на месте выявления административного правонарушения, т.е. установлен факт совершения данного правонарушения, но не установлена вина доставляемого лица в его совершении.
В тех случаях, когда доставление обусловлено последующими процессуальными действиями, предусмотренными КоАП, например, когда доставление предваряет административное задержание в целях исполнения постановления о назначении административного наказания, оно применяется в отношении физического лица, вина которого в совершении административного правонарушения установлена вступившим в законную силу постановлением о назначении административного наказания (см. ч. 1 ст. 27.3 КоАП).
Доставление лица для составления протокола является первичным процессуальным действием, осуществляемым должностными лицами уполномоченных органов при административном задержании. Срок административного задержания исчисляется с момента доставления нарушителя для составления протокола уполномоченным лицом, правомочным осуществлять доставление нарушителя.
Доставление лица возможно только в тех случаях, если совершение административного правонарушения, в котором лицо подозревается, предполагает составление протокола. Случаи, когда административное наказание назначается без составления протокола об административном правонарушении, определены ст. 28.6 КоАП. Если лицо оспаривает сам факт совершения им административного правонарушения в указанных случаях либо считает применяемое к нему административное наказание несоразмерным проступку, оно может быть доставлено для составления протокола.
Необходимой предпосылкой доставления лица является наличие обстоятельств, препятствующих составлению протокола на месте выявления правонарушения. Согласно ч. 2 ст. 28.2 КоАП протокол составляется даже в тех случаях, когда свидетели отсутствуют, поэтому данное обстоятельство нельзя рассматривать в качестве препятствующего составлению протокола.
Доставление осуществляется должностным лицом, военнослужащим или иным лицом соответствующего органа административной юрисдикции, указанными в п. 1-16 ч. 1 ст. 27.2 КоАП.