Виды макроэкономического равновесия
При пересечении кривых совокупного спроса и совокупного предложения образуется макроэкономическое равновесие, которое определяет равновесный уровень цен и равновесный объем реального национального производства.
Поскольку кривая совокупного предложения представлена тремя различными отрезками, постольку одинаковое по величине, но приходящееся на различные отрезки совокупного предложения изменение совокупного спроса приводит к различным последствиям на макроуровне (рис. 3.7).
Увеличение AD на кейнсианском отрезке кривой AS (AD → → AD2) приводит к росту реального дохода при неизменности уровня цен. Это объясняется тем, что выходящая из кризиса экономика задействует незагруженные мощности.
Увеличение AD на промежуточном отрезке кривой AS (AD3 → AD4) также приводит к росту реального дохода, но в меньшей степени, что сопровождается некоторым ростом уровня цен. Это объясняется тем, что растущая экономика приближается к своему естественному уровню производства – состоянию полной занятости.
Увеличение AD на неоклассическом отрезке кривой AS (AD5 → AD6) приводит лишь к самому значительному росту цен при неизменности реального дохода, который не может превысить свой естественный уровень, так как все ресурсы уже вовлечены в производство.
В следующих темах будут специально рассмотрены различные виды макроэкономической политики. Однако уже сейчас можно прийти к выводу, что наибольшего эффекта политика, основанная на стимулировании совокупного спроса, может добиться в депрессивной экономике, в то время как ее продолжение в экономике полной занятости сопровождается лишь негативными последствиями на макроуровне.
Из отечественной практики. Начало рыночных преобразований в России, как в любой переходной экономике, сопровождалось нарушением прежних хозяйственных связей (в РФ эта проблема усугубилась разрывом экономических цепочек с бывшими советскими республиками после распада СССР). В результате экономика страны погрузилась до осени 1998 г. в длительный кризис, потеряв около половины объема ВВП и более половины – промышленного производства от уровня 1990 г. Выход из кризиса логично
Рис. 3.7. Виды макроэкономического равновесия
связывался со стимулированием совокупного спроса, который должен был привести к росту производства. Однако на практике в 1990-е гг. командой Е. Гайдара стал реализовываться неоклассический подход, связывавший увеличение совокупного спроса не с увеличением реального производства, а с инфляцией, что тоже не лишено оснований. Поэтому совокупный спрос сдерживался во избежание инфляционного роста цен. Ценой борьбы с инфляцией стало падение ВВП, продолжавшееся до девальвации рубля в августе 1998 г., которая снизила эффективность импорта и тем самым создала возможности для возрождения отечественного производства.
В последующее десятилетие положение изменилось, и в 2010-с гг. движущей силой экономического роста в РФ стал совокупный спрос (точнее, внутренний потребительский спрос). Однако такая модель также небезупречна. Ее уязвимым местом является зависимость от перспектив мирового экономического развития, на чем она основана, так как она позволяет пользоваться плодами значительной экспортной выручки.
Эффект храповика
Увеличение совокупного спроса обеспечивает неоднозначные результаты в зависимости от исходного состояния макроэкономики. Логично было бы предположить, что уменьшение совокупного спроса приводит к тем же самым последствиям, что и его увеличение, но в обратной последовательности. Однако это не так. Если увеличение совокупного спроса AD, приходящееся на промежуточный и вертикальный отрезки совокупного предложения AS, вызывает рост цен, то его (AD) сокращение приводит к падению цен с определенным временным лагом (запаздыванием). Этот феномен получил название эффекта храповика (храповиком называется механизм, препятствующий возвратному движению).
Почему цены охотно растут в случае повышения совокупного спроса, но не торопятся сократиться в случае его уменьшения?
К основным причинам подобной негибкости цен относятся следующие.
1. Заработная плата, доходящая до 75% издержек современных наукоемких фирм, не имеет тенденции к снижению:
• из-за договоров с профсоюзами, нарушение которых оборачивается для фирм серьезными штрафными санкциями;
• боязни потерять квалифицированных работников.
2. Монополизация рыночных структур: чем она сильнее, тем большую власть над рыночной ценой имеют фирмы.
В развитых странах преобладает первая причина, в российской экономике – вторая.