Воспитательная функция

Воспитательная функция морали обоснованно связывается с привитием человеку определенных нравственных качеств, формированием у него чувства долга, ответственности за свои поступки. Ее конечной целью оказывается поэтому развитие определенного типа личности, соответствующего состоянию общественной морали на данном историческом отрезке.

В научной литературе достаточно часто воспитательная функция определяется как гуманистическая, что, на наш взгляд, выглядит преувеличением. Важно, кто выступает субъектом воспитания и какие цели преследует при этом. Весь процесс воспитания, по сути, является средоточием интересов различных социальных субъектов и, что еще более важно, социальных институтов. Действительно, разница в результатах воспитательного воздействия со стороны таких социальных институтов, как государство и его органы, церковь или армия, будет весьма ощутима. В каждом из названных случаев мы сталкиваемся не просто с переменой некоего свода правил. Гораздо существеннее, что у человека воспитывается сама потребность руководствоваться идеальными нормами и высшими соображениями. Только вот вопрос: что это за идеальные нормы и кому принадлежат так называемые высшие соображения?

Процесс воспитания несет на себе печать того общества, в котором живет человек. Вот почему воспитательное воздействие морали существенно зависит от пространственных и временных параметров существования конкретного социума. Разница в воспитании, присущая современному японскому обществу и Японии эпохи Мэйдзи (1868–1912), будет, вероятно, незначительна в сравнении с тем расхождением, которое обнаруживается при попытке соотнести наше и японское общество.

Воспитательная функция морали есть продолжение тех ценностно-нормативных ориентиров, которые составляют основание развития любого социального образования. Речь, разумеется, идет о необходимости учета всего комплекса тенденций, которыми характеризуется нравственная жизнь. Она не терпит как попыток представить все в одном цвете, так и стремления выстроить существующую картину мира по принципу биполярности.

В реальной жизни воспитание в разных социальных группах и классах не может быть существенным образом противопоставлено. Более того, между нравственными крайностями существует множество переходных ступеней. Этим и объясняется бескорыстное служение делу процветания отечественный культуры Третьяковых и Мамонтовых, с одной стороны, и поведение социальных низов, способных мгновенно объединиться в толпу с темными разрушительными инстинктами, – с другой.

Важность воспитательной функции морали становится особенно очевидной в сложные переходные периоды истории, которые сопровождаются сменой ценностных координат. В частности, ситуация, сложившаяся сейчас в России, требует скоординировать взаимные усилия различных общественных институтов, заинтересованных в достижении положительных результатов в воспитании.

Мировоззренческая функция

Мировоззренческая функция выступает важным показателем того, насколько успешно реализуются воспитательные усилия. Значимость данной функции определяется ее способностью закреплять ранее полученную информацию, включать нравственные нормы в общую картину представлений либо, наоборот, фальсифицировать эту картину, а следовательно, дезориентировать человека в определении им будущей линии поведения.

В морали имеются "этажи", подъем на которые не может быть осуществлен посредством простого усвоения индивидом знаний, норм, оценок. Естественное заимствование ребенком нравственного опыта окружающих его людей ценно, поскольку они обладают в его глазах соответствующим авторитетом. Самоценное значение нравственная информация обретает для человека тогда, когда она, во-первых, пережита и прочувствована им самим, во-вторых, переосмыслена и встроена в систему смысло-жизненных представлений. Здесь мы исходим из необходимости подъема из сферы обыденного сознания к более высокому – научному – уровню. Другое дело, что далеко не каждый способен проделать этот путь.

Перед человеком, стремящимся вырваться из обыденности повседневной жизни, неминуемо рано или поздно встает вопрос о том, почему и во имя чего следует поступать определенным образом. Человек становится личностью с того момента, когда он в состоянии дать себе отчет о смысле собственных действий. Мнение окружающих оказывается менее значимым, чем самооценка, сознание долга и голос совести. Масштаб реализации мировоззренческой функции морали может существенно уступать масштабу реализации иных функций. Именно она выступает показателем нравственного развития человека.