Виды форм (источников) права
Вообще обычай представляет собой такую форму регулирования общественно значимого поведения людей, которая выделяется среди других форм или способов регулирования особенностями: а) своего формирования и б) механизма действия. Для обычая характерно то, что он складывается в результате повторения в течение длительного времени одних и тех же социально обусловленных актов поведения, что делает выполнение содержащегося в нем правила привычкой. Обычай – основная форма регулирования поведения людей в догосударственном обществе, в условиях родового строя.
Обычаи могут содержать в себе разные нормы: моральные, религиозные, бытовые, нормы гигиены и т.д. Когда содержащаяся в том или ином обычае норма с развитием общества приобретает общесоциальную значимость, т.е. становится необходимой обществу в целом, то возникает потребность сделать ее общеобязательной. В таком случае государство санкционирует норму обычая, что означает: а) признание ее государством в качестве общеобязательной и б) возможность ее государственно-принудительной реализации в случае нарушения. Таким образом, в результате государственного санкционирования правило, содержащееся в обычае, становится юридической нормой, а сам обычай превращается уже в правовой обычай – источник юридических норм (форму права).
Итак, правовой обычай – это форма права, которая содержит нормы, сложившиеся как обычай и санкционированные государством.
Правовой обычай по содержанию остается тем же самым правилом поведения, каким он был до его санкционирования государством, но обретает при этом возможность государственно-принудительной реализации: если в процессе его нормальной реализации не сработает сила привычки, к делу подключится государство.
Государственное санкционирование обычая и превращение его в правовой обычай производится в основном двумя способами:
1) путем указания на обычай в нормативном правовом акте (отсылки к обычаю);
2) использованием обычая в качестве нормативной основы судебного решения.
В том же случае, если норма (правило) обычая полностью воспроизводится в тексте нормативного правового акта или кладется в основу судебного прецедента, то качества самостоятельного источника права (правового обычая) обычай не обретает: норма обычая начинает существовать в форме нормативного акта или судебного прецедента, но не в форме правового обычая. Правила правового обычая нигде в официальных документах не записаны, но признаются государством в качестве юридических норм.
Санкционированный обычай был исторически первым источником права. Он начал действовать еще в период становления государства. Первые законы, принимавшиеся государством на ранних стадиях его развития, в значительной мере представляли собой свод обычаев, существовавших еще в родовом обществе.
Правовой обычай сохранил свое значение в качестве источника права и в современный период. Наиболее распространено обычное право в странах Азии, Африки, в ряде арабских стран. В латиноамериканских странах (Уругвай, Венесуэла, Аргентина, Бразилия и др.) правовые обычаи используются в качестве субсидиарного (дополнительного) источника права. В странах континентальной Европы, относящихся к романо-германской правовой семье, правовой обычай используется в случаях, оговоренных в законе.
Для правового обычая как источника юридических норм характерно такое свойство, как консервативность. Обычай сообразуется не столько с перспективой развития общества, сколько с его прошлым.
Санкционированные деловые обыкновения – это разновидность правовых обычаев, складывающаяся в процессе практической деятельности государственных органов и хозяйственных организаций.
Источником международного права обычай признан Конвенцией Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров (заключена в г. Вене 11.04.1980).